Ксения Ермакова
Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального - нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Актуальность проблемы заключается в том, что в сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед нами стояли задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Мы должны направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
В своей работе использовали прямые и косвенные приемы.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры :
- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- спланировать ход игры, последовательность действий
- распределить роли, согласовать замысел,
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- наблюдение за игрой детей,
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
- создать игровую ситуацию,
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Любой ребенок должен чувствовать себя счастливым, он может адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивный способы выражения своего отношения к действительности.
Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире, приобретает, что особенно важно, навыки ролевого поведения. Для ролевых игр сюжеты следуют подбирать с учетом того, что понятно и доступно ребенку. Ребенку надо предлагать побывать в роли того или иного участника известных ему событий: сервирование стола, приготовление пищи, посещение врача, прогулка по городу, поход в парикмахерскую. В игре используются игрушки, предметы, очень полезны специальные наборы игрушек: «Маленькая хозяйка», «Юный доктор», «Салон красоты», «Магазин», и т. д., в которых имитируются реальные предметы, которые используются в реальной жизни. Надо наблюдать, что бы ребенок бережно и аккуратно обращался с игрушками. В том, как ребенок обращается с используемыми в игре предметами, проявляются черты будущей личности и характера маленького человека. Очень важно взрослому проявлять интерес к игре, и выражать свое отношение к действиям, которые совершаются в процессе игры.
Нельзя торопить или раздражать ребенка в процессе игры – это не принесет пользы ребенку. После такого обращения он может замкнуться и будет отказываться от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Нельзя заставлять ребенка, что бы он сразу был активным и самостоятельным в игре, пусть он понаблюдает как взрослые и дети играют. Очень важную роль при овладении игрой и для развития навыков и развития интеллекта в целом имеет конструктивная деятельность. Надо помнить, что сам процесс конструирования должен быть включен в сюжетно-ролевую игру, связан с ним логически. Дети с удовольствием конструируют из предметов крупного строительного материала: кубиков, брусков, разноформативных деталей из дерева, пластмассы. Ребенок любит строить самостоятельно, задача воспитателя помочь ему, если он попросит, обсудить выполняемые действия, стимулируя его действия более сложно, но так чтобы ребенок сам справлялся с задуманным.
В игровой деятельности воспитываются элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь).
Игровые упражнения формируют интерес к сверстникам, к другому человеку учат понимать то, что все люди похожи и что это повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно, что бы дети потом, наблюдая поведение сверстников, возмущались их реакциями или огорчались из-за их высказываний в процессе бытового общения, все-таки помнили, что у них много общего, и могли найти вовремя «точки соприкосновения». Это очень важный момент в социально-нравственном воспитании дошкольников старшего возраста.
В ходе игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся намного позднее - тогда, когда ситуации нравственного выбора детям будут говорить сверстники или другие люди «Делайте, как мы! Вам за это ничего не будет!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.
Очень важно, чтобы чувство любви красной нитью проходило через всю жизнь ребенка. То отношение к миру, которое формируется у ребенка в детском саду, в дальнейшем определит его гражданскую позицию в обществе; та степень его социального развития, которая будет в него заложена с дошкольного детства, определит его социальное развитие в мире взрослых.
В настоящее время социальному развитию уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социально – нравственного характера связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п.
При этом в работе с детьми особо заостряли т внимание на следующие аспекты:
-совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств, в старшем дошкольном возрасте;
-выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.
Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед воспитателем стоят две задачи : с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и с другой стороны, научиться самой слушать, слышать и понимать его.
Для качественного социального развития детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в старшей группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
С детьми устраиваились сюжетно-ролевые игры с целевым распределением ролей, а также проводятся игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и на доброжелательное отношение друг к другу, а также игры, которые показывают индивидуальность каждого из них.
Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.
Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.