МААМ-картинки

Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников

Ксения Ермакова
Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире проблема социального - нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что в сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед нами стояли задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Мы должны направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В своей работе использовали прямые и косвенные приемы.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры :

- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

- спланировать ход игры, последовательность действий

- распределить роли, согласовать замысел,

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

- наблюдение за игрой детей,

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

- создать игровую ситуацию,

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Любой ребенок должен чувствовать себя счастливым, он может адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивный способы выражения своего отношения к действительности.

Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире, приобретает, что особенно важно, навыки ролевого поведения. Для ролевых игр сюжеты следуют подбирать с учетом того, что понятно и доступно ребенку. Ребенку надо предлагать побывать в роли того или иного участника известных ему событий: сервирование стола, приготовление пищи, посещение врача, прогулка по городу, поход в парикмахерскую. В игре используются игрушки, предметы, очень полезны специальные наборы игрушек: «Маленькая хозяйка», «Юный доктор», «Салон красоты», «Магазин», и т. д., в которых имитируются реальные предметы, которые используются в реальной жизни. Надо наблюдать, что бы ребенок бережно и аккуратно обращался с игрушками. В том, как ребенок обращается с используемыми в игре предметами, проявляются черты будущей личности и характера маленького человека. Очень важно взрослому проявлять интерес к игре, и выражать свое отношение к действиям, которые совершаются в процессе игры.

Нельзя торопить или раздражать ребенка в процессе игры – это не принесет пользы ребенку. После такого обращения он может замкнуться и будет отказываться от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Нельзя заставлять ребенка, что бы он сразу был активным и самостоятельным в игре, пусть он понаблюдает как взрослые и дети играют. Очень важную роль при овладении игрой и для развития навыков и развития интеллекта в целом имеет конструктивная деятельность. Надо помнить, что сам процесс конструирования должен быть включен в сюжетно-ролевую игру, связан с ним логически. Дети с удовольствием конструируют из предметов крупного строительного материала: кубиков, брусков, разноформативных деталей из дерева, пластмассы. Ребенок любит строить самостоятельно, задача воспитателя помочь ему, если он попросит, обсудить выполняемые действия, стимулируя его действия более сложно, но так чтобы ребенок сам справлялся с задуманным.

В игровой деятельности воспитываются элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь).

Игровые упражнения формируют интерес к сверстникам, к другому человеку учат понимать то, что все люди похожи и что это повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно, что бы дети потом, наблюдая поведение сверстников, возмущались их реакциями или огорчались из-за их высказываний в процессе бытового общения, все-таки помнили, что у них много общего, и могли найти вовремя «точки соприкосновения». Это очень важный момент в социально-нравственном воспитании дошкольников старшего возраста.

В ходе игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся намного позднее - тогда, когда ситуации нравственного выбора детям будут говорить сверстники или другие люди «Делайте, как мы! Вам за это ничего не будет!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.

Очень важно, чтобы чувство любви красной нитью проходило через всю жизнь ребенка. То отношение к миру, которое формируется у ребенка в детском саду, в дальнейшем определит его гражданскую позицию в обществе; та степень его социального развития, которая будет в него заложена с дошкольного детства, определит его социальное развитие в мире взрослых.

В настоящее время социальному развитию уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социально – нравственного характера связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п.

При этом в работе с детьми особо заостряли т внимание на следующие аспекты:

-совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств, в старшем дошкольном возрасте;

-выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед воспитателем стоят две задачи : с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и с другой стороны, научиться самой слушать, слышать и понимать его.

Для качественного социального развития детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в старшей группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

С детьми устраиваились сюжетно-ролевые игры с целевым распределением ролей, а также проводятся игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и на доброжелательное отношение друг к другу, а также игры, которые показывают индивидуальность каждого из них.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Публикации по теме:

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Комплексное руководство к сюжетно-ролевой игре «Цирк» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Цирк» Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка»Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка» Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Открытие кафе «Лакомка» в соответствии ФГОС ДО Возраст: 4- 5 лет Аннотация:.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

Образовательный проект «Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Руководство к сюжетно-ролевой игре «Семейное путешествие на самолете» I. Задачи руководства: 1. - расширение представлений дошкольников о работе аэропорта (зоны обслуживания: сдача багажа, таможенный контроль,.

Семинар-практикум «Развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников в сюжетно-ролевой игре» «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у младших дошкольников посредством игровой деятельности» 1. Игра – самая любимая и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 14:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Ермакова (УИ 396634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД