Евгения Матвеева
Проект «Мир вокруг нас» — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Матвеева Евгения Александровна
Воспитатель (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Умка" г. Надыма")
Научный руководитель: Васильева Виктория Сергеевна
декан факультета инклюзивного и коррекционного образования
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент.
Аннотация: в статье представлено описание проекта «Мир вокруг нас», разработанного для ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития. Дано обоснование направлений проектной деятельности, психолого-педагогических условий, основных форм и методов работы с детьми с задержкой психического развития.
Публикация «Проект „Мир вокруг нас“ — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: задержка психического развития, ознакомление с окружающим миром, проектная деятельность.
The project "the World around us" - familiarizing children with mental retardation with the world around them in project activities
Matveeva Evgeniya Alexandrovna
Scientific adviser :
Vasileva Viktoriya Sergeevna candidate of pedagogic Sciences
Abstract : the article describes the project "the World around us", designed to familiarize children with mental retardation with the world around them. The author substantiates the directions of project activities, psychological and pedagogical conditions, and the main forms and methods of working with children with mental retardation.
Keywords : mental retardation, familiarization with the surrounding world, project activities.
В современных условиях актуальной проблемой образования является оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с задержкой психического развития.
У детей дошкольного возраста задержка психического развития, как специфический вид дизонтогенеза, характеризуется разнообразными по степени выраженности и тяжести своеобразиями эмоционально-личностного, волевого и интеллектуального развития [1, с. 204-206, 2, с. 268-272].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие освоить содержание образования с учетом особенностей их развития [3, с. 787].
При этом важно отметить, что большая роль принадлежит уровню сформированности профессиональной компетентности в целом и коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития и принимающих участие в реализации проекта, в частности [4, с. 619-627, 5, с. 13]. Владение педагогами специальными коммуникативными технологиями значительно расширяет возможности взаимодействия с детьми, вовлечение их в проектную деятельность, расширение эффективности проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Одним из направлений работы является познавательное развитие через формирование познавательных интересов и ознакомление с окружающим миром в различных видах деятельности (ФГОС ДО) [6, с. 4-18]. Одним из таких видов деятельности является проектная деятельность.
В основе проектной деятельности лежит работа по формированию представлений об окружающем мире, развитию умений поиска информации, самостоятельного применения своих знаний в процессе создания определенного продукта. Проектная деятельность также ценна тем, что предоставляет возможность для совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса – детей, педагогов и родителей. Организация проектной деятельности как средства ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития требует учета следующих психолого-педагогических условий :
– учет возрастных особенностей детей с задержкой психического развития, уровня их познавательного и личностного развития;
– учет регионального компонента при ознакомлении детей задержкой психического развития с окружающим миром;
– создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для реализации проектной деятельности;
– организация сотрудничества с родителями в процессе проектной деятельности.
Для ознакомления детей с задержкой психического развития с окружающим миром разработан проект на тему «Мир вокруг нас». Изучение данной темы предполагало следующие направления работы: предметное и социальное окружение, живая и неживая природа. Проект «Мир вокруг нас» направлен на решение следующих задач:
– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Предметное и социальное окружение» : представления о транспорте, свойствах материалов, профессиях, родах войск, родном крае и стране, правилах дорожного движения;
– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Живая и неживая природа» : представления о разнообразии растительного и животного мира, роли человека в сохранении природы, влиянии состояния окружающей природной среды на здоровье человека.
Этапы работы над проектом включают подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды, разработку плана основных мероприятий в рамках проекта. Основной этап направлен на реализацию плана мероприятий в рамках проекта «Мир вокруг нас» совместно с родителями. Заключительный этап – это подведение итогов проекта, формулировка выводов, проведение мероприятий совместно с родителями по презентации и защите проектов.
В основе работы лежит принцип реализации регионального компонента. Это означает, что формирование представлений об окружающем мире осуществляется на примере родного края – города Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ. Дети знакомятся с родным городом, изучают растения и животные, обитающие в родном крае, читают Красную книгу Ямала. По итогам проектной деятельности дети совместно с родителями создают определенный продукт. Например, по направлению «Предметное и социальное окружение» дети и родители изготавливают книжки-малышки «Виды транспорта на Севере», «Профессии Севера», раскраски «Наша армия», поделки из различных материалов «Мой город Надым», «Моя страна Россия»; презентация «Ветераны в моей семье» и другие. По направлению «Живая и неживая природа» продукты проектной деятельности включают книжки-малышки, раскраски о растениях и животных, поделки в технике «оригами», альбом «Красная книга Ямала», энциклопедию животных и растений Ямала.
В содержание проектной деятельности включены различные формы и методы воспитания и обучения детей с ЗПР : непосредственно образовательная деятельность, игры и упражнения, беседы, экскурсии и т. д. Взаимодействие с родителями осуществляется в следующих формах: родительские собрания, консультирование, оформление уголка для родителей по каждой теме, помощь в выполнении проекта, организация совместного досуга по итогам завершения проекта.
Таким образом, проект «Мир вокруг нас» является оптимальной формой работы по ознакомлению детей с задержкой психического развития с окружающим миром. В ходе проектной деятельности используются различные формы и методы воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей детей, уровня их познавательного и личностного развития на основе регионального компонента и в тесном сотрудничестве с родителями.
Список литературы:
1. Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Ковригина Ю. П., Васильева В. С.
В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 204-206.
2. Театральная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Родина З. Г., Васильева В. С.
В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 268-272.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – М., 2018. – 787 с.
4. Case of teachers communicative competence development within the system of methodological work in the context of preschool educational establishments
Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y.
International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 4.38. С. 619-627.
5. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments
Vasilyeva V.S.,
International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 13.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.