Елена Владимировна Панина
Проект «Мир семян» по программе «Открытие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Актуальность: В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.
Темочки:
Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.
Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Активизировать словарь детей: семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр, стебель, цветок.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Особенности проекта:
• по составу участников: детско-взрослый, групповой
• по виду: исследовательско-творческий
• по типу: познавательно-развивающий
• по сроку реализации: долгосрочный (январь-май 2016г.)
Оборудование и материалы: ящики с землёй, семена растений, лейки, совочки, презентация «Такие разные семена», док фильм «Рост горошины», подбор худ литературы. Дидактические игры, семяна для поделок, микроскоп, алгоритмы
Этапы развития проекта
Подготовительный этап
-Изучение методической литературы.
-Подготовка оборудования и материалов
-Оснащение предметно - развивающей среды.
-Ознакомление детей и родителей с темой проекта
-Модель трех вопросов.
-Составление паутинки.
Использование модель трех вопросов:
• что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).
• что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).
• как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).
План проведения совместной деятельности по решению задач в центрах.
Центр литературы
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К. Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино»
• Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
• Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
• Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». Прослушивание детских рассказов из личного опыта
Чтение пословиц и поговорок
• Чтение сказки «Как на землю пришли цветы», «Как горошина колыбельку искала»
• пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
• прослушивание детских рассказов из личного опыта
• использование мультимедиа.
Центр математики и манипуляций.
• Совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма)
• Измерение гороха сантиметром, где больше. где меньше. Умение делать выводы.
• Состав числа. Используя фасоль, каштан.
• Сосчитай. Счет порядковый и обратный, используя различные семена.
• Где больше и насколько.
• Измерение веса различных по объему семян.
• Составление математических задач.
Центр искусства.
• Раскрашивание картинок
• Рисование «Загадки с грядки»
• Рисование с натуры «Лук»
• Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
• Аппликация: «Овощи на тарелке»
• Аппликация из фасоли «Цветок»
• Аппликация из семян «Петушок»
• Разучивание песен: «Есть у нас Огород».
• Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Огородник и воробей», «Огородник»
Центр естествознания и науки.
• беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
• чтение познавательной литературы
• занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
• проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и
• ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд)
• проведение дидактических игр
• Рассматривание семян, иллюстраций
• Опыт «На свету и в темноте»
Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
• настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино.
• привлечение детей к приготовлению салатов
• подбор семян для составления коллекции в группе
• помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
• привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
• рассматривание семян через микроскоп.
• Показ презентации «Такие разные семяна»
• Показ док фильма «Проращивание фасоли»
Центр строительства и ручного труда.
• Постройка огорода на окне вместе с родителями.
• Поделки из семян.
• Высаживание растений в грунт.
• Постройка мини теплички.
• Конструирование подсолнухов для украшения огорода на окне.
Центр сюжетно- ролевой игры.
Организация с/р игры «Магазин»
«В гости» приготовление салатов.
Центр двигательной активности
• П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
• Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем.
• П/и «Мы - одуванчики».
• Психогимнастика «Дерево и семена»
Работа с родителями
Оформление огорода на окне.
Оформление клумбы на участке.
Завершение проекта.
Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием семян «Поделки – СЕМЯделки» итоговая НОД «Мир семян».
Итог проекта:
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе, вели дневник, его содержание отражает результаты наблюдений детей за ростом гороха в разных условиях.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и помидоры, а также цветы. Ребята с радостью участвовали в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.
Представляю фотоотчет о проделанной работе.