Нина Кротова
Проект «Мы-экспериментаторы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого снимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Публикация «Проект „Мы-экспериментаторы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Как доказал Н. Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей и пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми другими видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позволить детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребности познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира.
Основная цель нашего проекта – дать возможность детям познать окружающий мир через систему подобранных для их возраста экспериментов и дидактических игр на закрепление полученных детьми знаний.
Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:
• Расширить знания детей об окружающем их мире; познакомить с особенностями родного края, со свойствами живой и неживой природы нашего региона.
• Привить детям навыки работы с оборудованием центра экспериментирования; научить использовать его по назначению.
• Способствовать воспитанию у детей здорового любопытства, интереса к окружающему их миру; воспитывать трудолюбие, усидчивость, осторожность в обращении с предметами; уважение к культуре и природе своего края.
Программа «Истоки», по которой работает наш детский сад, выделяет задачи познавательного развития для детей всех возрастов дошкольного периода.
Задачи экспериментальной деятельности детей 5-6 лет такие:
1. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств.
2. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, учить обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом из которого он сделан.
3. Поддерживать интерес детей к объектам и явлениям живой и неживой природы (растениям, животным, камням, снегу, воде, временам года).
4. Формировать навыки наблюдения за животными и растениями. Поощрять самостоятельные «открытия» детей свойств природных объектов (камни тонут в воде, песок сыплется, глина лепится, вода льется, птицы летают, весной у растений сначала появляются листочки, а потом цветы, бабочка чаще летает там, где много цветов).
5. Учить обобщать предметы по определенным признакам.
Тип проекта – долгосрочный.
Принципы работы по данному проекту :
• Реальность (соответствие проводимого эксперимента или опыта тому, что потом дети смогут пронаблюдать в жизни самостоятельно; обучение «от простого к сложному»);
• Комплексность (установление межпредметных связей с деятельностью по ознакомлению с окружающим миром, по трудовому обучению, изодеятельности и др.);
• Доступность (соответствие экспериментальной деятельности возрастным возможностям детей);
• Региональность (проведение экспериментов только с теми веществами и предметами, которые ребенок видит вокруг себя).
При проведении опытов и экспериментов важно соблюдать правила безопасности:
• Работа ведется под наблюдением взрослого.
• Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
• Грязными руками не трогать глаза.
• Не брать руки в рот.
Конечно, ни одна проектная деятельность не обходится без взаимодействия с родителями. В данном случае это: привлечение родителей к практической помощи – пополнение центра экспериментирования необходимыми материалами (песок, формы, мензурки, колбы и т. д.); участие в экспериментальной деятельности, что способствует сплочению семьи, закреплению полученных знаний не только в детском саду, но и дома; проведение наблюдений с детьми вовремя прогулок вне детского сада.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Предполагаемые результаты: дети приобретают опыт видения предметов и явлений, всматривания в них; происходит развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности; расширяется словарный запас и обогащается речевое общение на основе культурных норм.
Планирование экспериментальной деятельности
О К Т Я Б Р Ь
Тема экспериментов «Вода вокруг нас»
- Есть ли у воды вкус?
- Какого цвет вода?
- Чем пахнет вода?
- Форма воды.
- Зачем вода нужна растениям?
- Что плавает, что тонет.
- Фильтрация воды
- Какая вода в стакане?
- Лед – застывшая вода
- Ручеек.
- Круговорот воды в природе.
- Вода – растворитель
- Вода течет вверх
Н О Я Б Р Ь
Тема экспериментов «Воздух – невидимка»
- Что в пакете?
- Надувание мыльных пузырей.
- Движение воздуха
- Шарик, не упади!
- Воздух внутри нас (воздушный шарик, перышко, соломинка и вода)
- Воздух в воде
- Воздух работает
- Почему летит ракета?
- Я вижу воздух!
- Возникновение звука
- Воздух – невидимка
- Сколько весит воздух?
- Барханы в пустыне
- Воздух теплый и холодный
Д Е К А Б Р Ь
Тема экспериментов «Человек. Ощущения и чувства»
- Для чего человеку руки?
- Как передаются микробы.
- Значение ног
- Для чего человеку локоть?
- Язык-помощник
- Вкусовые зоны языка
- Умный нос
- Значение носа для речи
Я Н В А Р Ь
Тема экспериментов «Человек», «Преобразования»
- Откуда берется голос?
- Я назову, а ты покажи (зрение).
- Что видел и что запомнил.
- Слышу – не слышу
- Что звучит?
- Музыка или шум?
- Украсим куст сирени.
- Строим снежный город (на улице)
Ф Е В Р А Л Ь
Тема экспериментов «Свойства материалов»
- Стекло, его качества и свойства.
- Живое зеркало.
- Таинственные стекла
- Металл, его качества и свойства
- Опыт с фольгой.
- Резина, ее качества и свойства
- Апельсин и шарик
- Пластмасса, ее качества и свойства
- Магниты. Волшебный театр
МАРТ
Тема экспериментов «Свет и тень», «Цвет»
- Свет вокруг нас
- Свет и тень
- Волшебные лучи
- Игра теней
- Солнечные зайчики
- Крутящийся диск
- Раскрасим радугу
- Цветное молоко
- Цветные мостики
А П Р Е Л Ь
Тема экспериментов «Песок и глина»
- Почему песок хорошо сыплется?
- Ветер
- Песчаный конус
- Волшебный материал
- Посадим дерево
- Чудесное сито
- Чьи следы?
- Волшебный рисунок
- Свойства сухого песка
- Свойства мокрого песка
- На каком песке легче рисовать?
М А Й
Тема экспериментов «Природа вокруг нас»
- У кого какие детки?
- Что любят растения?
- Кто живет в воде?
- Возвращение Архимеда
- Желатиновая рыбка
- Поплавок из апельсина
- Лава – лампа в домашних условиях
- Какие бывают камни?