Ирина Стрыгина
Проект «Мой дом — моя семья» (старшая группа 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
Стрыгина И. Н.
2016-2017 уч. год
Что такое семья – понятно всем.
Семья – это дом, семья – это мир,
семья – это крепость, за стенами которой
могут царить лишь покой и любовь.
Актуальность:
С этой целью был организован проект «Мой дом- моя семья». Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра. Семья сильна любовью, уважением.
Темочки:
- Мой дом
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными и ответственными друг к другу, сострадать.
Чувство ответственности…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Цель: включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
3. Учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
4. Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7. Привлечение родителей.
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта : исследовательский, обучающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители детей.
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
выявление первоначальных знаний детей о семье;
подборка и заготовка материала для творческой деятельности;
привлечение родителей в предстоящую деятельность;
подбор стихотворений о семье.
Календарно- тематическое планирование
№ Месяц Недели Содержание Формы и методы Работа с родителями
1. Ноябрь 1 неделя Беседа: «Мой дом – моя семья»
Цель: развивать любовь и гордость за свою семью через семейные отношения ребенка.
Словарная игра «Радио» Чтение сказок, стихотворений, произведений. Рекомендации для заботливых родителей.
2 неделя Разобрать пословицы и поговорки: «В родной семье и каша гуще», «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Человек семьей крепок», «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоват», «Когда нет семьи, так и дома нет».
Цель: активировать словарный запас детей. Развитие речи и дополнение словарного запаса. Познавательное развитие. Проговорить с детьми пословицы и поговорки.
3 неделя Беседа: «Имена, отчество, фамилии и их значение».
Цель: помочь понять значения, историю имен, отчеств, фамилий.
Д/И «Как мы помогаем родным» Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой Консультация с родителями «Родословная – моя гордость»
4 неделя Занятие по конструированию с элементами аппликации на тему: «Моя родословная»
Цель: закрепить знания о семье, как ячейке общества.
Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?» Беседа : «Моя семья»; обсуждение степень родства.
Цель: расширить представление о семье. Привлечь родителей к подбору фотографий.
2. Декабрь 1 неделя Занятие по лепке с элементами аппликации: «Дом, в котором я живу».
Цель: развивать умение собирать целое из частей.
Пальчиковая гимнастика «Мастера» Беседа: «Моя большая семья»
Цель: закрепить знание имен и отчеств родителей, бабушек и дедушек. Создать символ семьи «Герб моей семьи».
2 неделя Беседа: «Рядом или вместе»
Цель: сформировать представления о семья, бабушка, дедушка, как часть семьи.
Лото «Моя семья» Чтение художественной литературы В. Катаева «Цветик –семицветик». Беседа с родителями. Воспитывать желание заботиться о ближних.
3 неделя Беседа: «Моя дружная семья»
Цель: дать понять, что необходимо беречь и уважать друг друга.
Дидактическая игра: «Чьи детки» Чтение художественной литературы татарская народная сказка «Три дочери». Проговорить с ребенком о семье : родственники с папиной и маминой сторон, двоюродные братья и сестры.
4 неделя Беседа: «Где работают мои родственники»
Цель: расширить представления о профессиях на производствах, предприятиях.
Дидактическая игра «Кем быть?» Демонстрационный материал «Профессии». Обсуждение, чтение описательных произведений. Тематическая беседа профессии родителей.
3. Январь 1 неделя Беседа: «Кто как отдыхает с семьей»
Цель: развивать любовь и гордость семейных отношений ребенка.
Сюжетно- ролевая игра «День рождение мамы» Рассказ, обсуждение, чтение произведений. Помочь оформить ребенку плакат «Семейный отдых»
2 неделя Занятие по оригами с элементами декорационной аппликации на тему: «Прогулка с семьей»
Цель: дать представление о таком виде как оригами и объемная аппликация. Показать и научить создавать композиции использую метод оригами с декорационной аппликацией. Заготовка материала для занятия.
4. Февраль 1 неделя Составление рассказов с детьми «Я, мой
папа, папин папа»
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?» Чтение художественной
литературы Р. Гамзатов
«Мой дедушка». Помочь ребенку создать
рисунок для составления
рассказа.
2 неделя Беседа: «Защитники Отечества»
Цель: уточнить представления детей о военных профессиях (летчиках, моряках, пограничниках, танкистах) и их назначении.
Д/И «Назови военные профессии» Рассказ о военных профессиях с использование демонстрационного материала.
Социально-коммуникативное развитие. Беседа о том, кем служили их отцы и деды.
3 неделя Беседа: «Наш семейный праздник»
Цель: расширить представления о маленьких и больших семейных праздниках.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?» Развитие речи и дополнение словарного запаса. Познавательное развитие. Помочь составить рассказ о семейных праздниках.
4 неделя Составление рассказов с детьми «Традиции нашей семьи»
Цель: развивать любовь к семейным традициям через семейные отношения ребенка.
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?» Чтение сказок, стихотворений, произведений. Беседы с детьми о семейных традициях.
5. Март 1 неделя Беседа: «Что делать, если ты потерялся».
Цель: учить детей не паниковать и объяснить, куда и к кому нужно обратиться в первую очередь.
Д/И «Как правильно поступить»? Чтение художественной литературы «Мама» Ю. Яковлев
Художественно-эстетическое развитие. Целевые прогулки по местам массового скопления. «Что делать, если ты потерялся».
2 неделя Занятие по изо- деятельности с элементами аппликации: «Букет для мамы – георгины, ромашки, васильки» (коллективная работа).
Цель: дать представление о таком виде как объемная аппликация в изо деятельности.
Дидактическая игра: «Помоги маме разобрать сумку» Учить создавать коллективные декоративные композиции использую разные методы техники, совмещать их. Художественно – эстетическое развитие. Заготовка материалов для работы.
3 неделя Составление рассказов с детьми: «Мы с мамой в доме заботливые женщины» Чтение стихов С. Михалков «А что у вас?», Благинина Е. «Мамин день», Емельянов Б. «Мамины руки». Вечер стихов «Расскажи мне, дружок, выразительно стишок!»
4 неделя Занятие по оригами: «Подарок для любимой бабушки»
Цель: развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям, объемной лепкой.
Пальчиковая гимнастика «Семья и другие» Учить создавать декоративные композиции использую метод оригами. Помочь организовать выставку подделок «Моя бабуля рукодельницы».
6. Апрель 1 неделя Беседа: «Мой дом, моя квартира, моя комната»
Цель: закрепить знания своего домашнего адреса.
Игра с мячом «Скажи чья, чей, чьё, чьи?» Рассказ, обсуждение, чтение художественной литературы. Целевые прогулки с целью уточнения и запоминая домашнего адреса.
2 неделя Составление рассказа с детьми «Кто живет в моей квартире?»
Цель: закрепить знание имени, отчества, фамилии свое и родных.
Д/И «Скажи наоборот» Развитие последовательности составления рассказа. Социально-коммуникативное развитие. Закрепить с ребенком родственников с папиной и маминой сторон, двоюродных братьев и сестер.
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки и дедушки»
Игра «Какая у вас семья?» Д/И «Сравни – кто старше? Кто младше?»
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть:
1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
2. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.
3. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи
4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
5. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Заключение.
В работе необходимо поддерживать у детей радость открытия, ощущение новизны. При использовании данного проекта важно творчески подойти к ведению занятий с учетом конкретных условий. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, логически построено согласно плану и поставленным целям.
В результате работы ребенок старшей группы : употребляет сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; создает изображения предметов; сюжетные изображения; использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы; лепит предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы; создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; в дидактических играх оценивает свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш; объяснять правила игры сверстникам; работает коллективно; сгибает лист вчетверо в разных направлениях, работает по готовой выкройке; выполнять не сложные поделки способом оригами.
По окончании проекта дети знают :
• фамилии, имя и отчество свое и своих родственников;
• свою родословную (генетическое дерево);
• домашний адрес и дату рождения свое и родственников;
• правила пользования инструментами и приспособлениями для аппликации; приёмы вырезания деталей;
• правила работы с ножницами и клеем;
• основные характеристики материалов и их применение;
Умеет:
• представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
• составить рассказ о себе, своей семье как ячейке общества;
• называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
• соблюдать технику безопасности;
• выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги;
• составлять рисунок по эскизу;
• доводить работу до конца.
Используемая литература:
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М. : Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. - М. : Айрис-пресс, 2006.
3. Дурова А. В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.
6. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. Т. Ц. Сфера, 2003.
7. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 14. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2002.