Светлана Конищева
Проект «Хочу всё знать!» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хочу всё знать!»
. Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Ну а там - эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Рассмотреть, зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
.Орешек знаний твёрд! Но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Наш проект «Хочу всё знать!»
Публикация «Проект „Хочу всё знать!“ старшая группа» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
Тема: «Хочу всё знать!».
Дошкольное воспитание. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Воспитатель: Конищева С. Л.
Содержание:
1. Актуальность проекта.
2. Сроки реализации проекта.
3. Участники проекта
4. Цель и задачи проекта.
5. Методы и технологии проекта.
6. Ресурсное обеспечение:
-. Методическое
- Материально- техническое
7. Этапы реализации проекта :
- подготовительный;
- практический;
- обобщающий.
8. Работа с родителями.
Актуальность:
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта : “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта :
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта :
метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр
- экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагога.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем? Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
Формы работы:
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
• Осознание того, что хочешь узнать;
• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
• фиксирование результатов, анализ полученных данных;
• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса. В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители. ”
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
• Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Обобщение
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Перспективный тематический план работы с детьми.
Месяц Формы работы Цель:
Сентябрь
Экскурсия в “детскую лабораторию”.
уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
«Наша Земля» Глобус»
«Что есть на нашей Земле»
Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.
Эксперимент «Почва.»
Экспериментирование с песком и глиной.
уточнить состав и значение почвы;
уточнить представления о свойствах песка и
глины познакомить с песочными часами.
Октябрь
Эксперимент “Какая бывает вода”.
уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о
Эксперимент “Куда делась вода”.
выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь
Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент “Меня зовут Стеклянщик”.
познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент “Родственники стекла”. узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
правилах поведения при работе с различными веществами
Декабрь
Эксперимент “Воздух”.
расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент “Почему дует ветер”.
познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент “Этот удивительный воздух”.
Эксперимент “Вдох - выдох”.
дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Январь
Эксперимент “Разноцветные сосульки”.
реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.
уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент “Изменение объёма жидкости”. выявить изменение объёма жидкости при замерзании
Февраль
Эксперимент “Испытание магнита”.
познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”. расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”. определить способность металлических предметов намагничиваться.
Март
Эксперимент “Волшебный шарик”.
установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент “Чудо-причёска”.
познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов
Эксперимент “Что такое молния”.
познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент “Почему горит фонарик”.
уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Апрель
Эксперимент “Сила тяготения”.
дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент “Две пробки”. выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент “Упрямые предметы”.
познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент “Почему предметы движутся”.
познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
Работа с родителями.
Месяц Формы работы
Сентябрь
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
Ноябрь
Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Декабрь Повторить эксперименты дома все о воздухе; изготовить ветрячки.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Февраль
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март
Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Апрель
Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.
Май
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми : беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”. Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемый результат для детей:
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Ожидаемый результат для педагога:
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Выпустить в конце проекта ЛЭП бук «Хочу всё знать!»