Юлия Балибардина
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» по программе «От рождения до школы» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155, на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. СанПиН 2.4.1.3049.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
-Гуманизации;
-Дифференциации;
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“ по программе „От рождения до школы“ старшая группа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Принцип непрерывности и системности образования. В старшей группе проводится одно занятие в неделю.
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 20 до 25 минут. Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Содержание программы
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Цели:
1. Продолжать развивать свободное общение как средство общения с взрослыми и детьми. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
2. Развивать все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм; формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.
3. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
4. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать развивать фонематический слух.
5. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья).
6. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах.
7. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи.
8. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
9. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
Задачи:
- Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
- Добиваться правильного и четкого произношения слов;
- Помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
В старшей группе проводится одно занятие в неделю (36 занятий в год) продолжительностью от 20 до 25 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь, декабрь, май)
К концу года дети старшей группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Картины;
Игрушки;
Муляжи;
Технические средства образования:
- Компьютер;
- DVD;
- Экран;
- Мультимедийные системы;
Наглядные пособия: плакаты.
Программа составлена в соответствии с комплексно- тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих
способностей детей и интеграции образовательных областей по разделам:
1. «Физическая культура» - развитие потребности в двигательной активности и формирование физических качеств личности на литературных примерах.
2. «Здоровье» - воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни средствами литературы (сказки, потешки, рассказы и др.).
3. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, используя художественные произведения русских, советских и зарубежных авторов.
4. «Социализация» - формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» через произведения русских, советских и зарубежных авторов.
5. «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам на примерах любимых литературных героев, на примерах любимых рассказов детей.
6. «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора через знакомство с произведениями зарубежных авторов, формирование элементарных математических представлений с использованием русских народных сказок («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т. п.) для закрепления навыка порядкового счета.
7. «Художественное творчество» - изображение любимых героев литературных произведений.
8. «Музыка» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Содержание направлений работы с семьей.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство
Планируемые результаты
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- Строит речевое высказывание в ситуации общения;
- У ребенка сложены предпосылки грамотности;
- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
- Последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;
- Подбирает к существительному несколько прилагательных;
- Может заменять слово другим словом со сходным значением, употребляет в речи синонимы, антонимы;
- Выделяет звуки в словах;
- Определять место звука в слове;
- Находит слова с заданным звуком;
- Образует по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
- У ребенка сформирован интерес и потребность в чтении книг;
- Знает и различает жанры литературных произведений;
- Знает 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
- Драматизирует небольшие литературные произведения;
- Выразительно читает стихотворения;
- Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;
- Проявляет активный интерес к чтению как процессу;
- Знаком с художественной литературой, устным творчеством народов;
- Понимает смысл поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образное содержание сказок, нравственный смысл изображённого;
- Обладает интонационной выразительностью в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей;
- Умеет рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа;
- Понимает обращенную к нему речь, может вести диалог, употребляя соответствующие ситуации реплики.