Иванова Мария Сергеевна
Анализ басни «Ворона и Лисица». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ басни Крылова «Ворона и лисица»
В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы. В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер.
В 1797 году писатель познакомился с князем С. Ф. Голицыным и поступил к нему на работу в качестве секретаря и учителя детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена. Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и т. д. В 1810 году он поступает на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работает вплоть до выхода в отставку в 1841 году. В 1811 году присоединяется к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году становится членом Российской Академии.
Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки. Например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость. За свою жизнь Крыло написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки. Крылов умер 9 (21) ноября 1844 года от двустороннего воспаления легких. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались.
В своих баснях он высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского человека. Непреходящая ценность его басен в том, что в них высказаны общечеловеческие идеалы, которые сохранили все свое значение и сегодня. Жадность, скупость, ложь, хвастовство, подхалимство, - лишь некоторые из человеческих слабостей и пороков, которые осмеял баснописец.
Прозой.
Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников. Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.
Басня – это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто в басне присутствует комизм (сатира, нередко – мотивы социальной критики. В качестве персонажей в ней выступают животные, насекомые, птицы, рыбы (редко – человек). Предметом басенной работы могут быть и неодушевлённые вещи.
В конце басни присутствует заключительное рассуждение, поясняющее её замысел и называемое моралью. Басня Крылова "Ворона и Лисица" как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие человеку.
Сюжет басни: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо. Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра. Да и другие русские поэты, а именно Тредиаковский и Сумароков, уже ранее переводили эту басню. Но заимствование сюжета отнюдь не исключает заслуг самостоятельного творчества и к басне это применимо более, чем ко всякому другому роду поэзии.
Мораль басни «Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Из каких структурных элементов состоит эта басня? Завязка, развитие событий, кульминация, развязка.
Ворона издавна – синоним глупости, и Крылов в шутку называет ее здесь вещуньей (предсказательницей). Она не сумела предсказать судьбу сыра. У Крылова используется значительно обогащенный фольклорный образ Лисы. Ворона "взгромоздилась" (тяжела, неповоротлива, а Лиса "близехонько бежала". Лиса "вертит хвостом", "говорит сладко, чуть дыша", "плутовка": она хитра, умна, коварна и осторожна. Перед нами целый характер. Сравним с Вороной. Смешно, когда расхваленная как красавица и певунья Ворона "каркнула во все воронье горло". Именно у Крылова Ворона кажется особенно глупой и тщеславной.
Какие фразы, слова вам показались яркими, образными, запоминающимися? Есть ли в этой басне крылатые выражения? Перечислите их.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Крылатые» выражения:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
Ворона каркнула во все воронье горло.
В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не
устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот - кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя. Автор учит нас не верить лестным словам, которые могут оказаться простым обманом неприятеля. Крылов сатирически высмеивает самовлюбленных людей, которыми легко манипулировать при помощи похвалы и лести.
Мораль басни:
Не стоит поддаваться лести людей, которые таким обманным путем хотят принести пользу только себе.
Речи сахарные, а за пазухой камешек.
С похвал вскружилась голова
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы? Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Я думаю, что автор, сочиняя эту басню, предусматривал воспитание в детях искренности, честности, скромности. Именно об этих качествах идет речь в басне «Ворона и лисица». Дети, читая эту басню, будут понимать, что не нужно поддаваться лестным словам, в результате которой ты потеряешь то, что ты имеешь
Базовый уровень Задание 1
Как лисица называет Ворону в басне?
А) Голубушка
Б) Лапонька
В) Солнышко Закрепление первичных знаний.
Формирование умений
узнавать, распознавать понятия
(объекты изучения)
1) Внимательно прочитай задание.
2) Вспомни содержание басни.
3) Подумай и выбери из предложенного списка правильный ответ Максимальный балл – 1
1 балл – ученик выбрал верный вариант ответа.
0 баллов – ученик не выполнил задание или выбрал неверный вариант ответа. «Голубушка, как хороша»
Задание 2
Что собиралась сделать ворона взгромоздясь на дерево?
А) поужинать
Б) позавтракать
В) пообедать
Задание 3.
Выбери правильный ответ.
Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение, это…
1) Рассказ
2) Сказка
3) Басня
Уровень воспроизведение.
Базовый уровень Задание 1
Закончи предложения из басни:
1) Вороне где-то бог послал кусочек.
2) На ___ ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась.
3) И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как ___ !”
Проверка сформированности умения воспроизводить знания по теме 1. Прочитайте задание;
2. Вспомните содержание басни «Мартышка и Очки»;
3. Выберите верный ответ;
4. При затруднении обратитесь к тексту басни в учебнике.
Критерии оценки:
Максимальный балл – 2.
2 балла - дан верный ответ;
1 балла - допущена 1 ошибка;
0 баллов дан неверный ответ или задание не выполнено.
А) «Ворона каркнула во всё воронье горло».
Задание 2
Определи последовательность действий. Пронумеруй строки в правильном порядке.
- На ту беду Лиса близёхонько бежала;
- Вдруг сырный дух Лису остановил;
- Сыр выпал — с ним была плутовка такова;
- От радости в зобу дыханье спёрло;
- Ворона каркнула во
всё воронье горло;
- Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
Задание 3
Вставь нужные слова в определение.
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются ___и их ___
1)
Уровень понимания
Повышенный уровень Задание 1
Как ты понимаешь выражение “Вороне где-то бог послал”? Что это значит? Осмысленное восприятие новой информации, Задание нацеливает учащихся на освоение материала, и на его преобразование 1) Прочитай внимательно текст басни «Ворона и лисица»
2) Вспомни что такое олицетворение.
3) Найди в тексте олицетворение, прочитай.
4) Объясни почему ты так думаешь?
Максимальный балл
- 3 балла
3 балла — ученик верно отметил олицитворение;
2 балла — ученик верно отметил олицетворение, не четко объяснил свой выбор.
1 балл - ученик не смог четко определить олицетворение, не смог объяснить почему так думает.
0 баллов — задание не выполнено. Сыр достался вороне случайно, без каких-либо усилий с ее стороны. Случайность удачи. Ворона не заслужила этот сыр.
Задание 2
Прочитай внимательно текст басни «Ворона и лисица» Отметь нравоучение в басне. Объясни, как ты понимаешь слова автора.
Задание 3
Прочитайте текст басни и определите эмоции, которые испытывает Ворона. Объясни свой выбор письменно в тетради.
Применение в знакомых условиях 1 задание
Представь, что ты можешь поговорить с Вороной из басни. Какие советы ты бы ей дал, чтобы она не попадалась на удочку к Лисице в будущем? Запиши свои советы.
Анализ действий и поступков героев, оценка их чувств и эмоций. 1) Вспомни басню;
2) Прочитай предлагаемые пословицы.
3) Выбери пословицы, которые соответствуют поступкам героев басни.
4) Объясни свой выбор. Максимальное количество баллов 4 балла.
4 балла - пословицы были верно определены, дано объяснение выбору пословиц.
3 балла – Пословицы выбраны верно, дано неточное объяснение выбору пословиц.
2 балл – Не точно выбраны пословицы, сделаны ошибки в объяснении.
1 балл – Ученик имеет затруднение в выборе и объяснении своего выбора.
0 – баллов задание не выполнено или выполнено неверно Не доверяй комплиментам: Помни, что не все, кто говорит приятные слова, искренни.
Проверяй информацию: подумай, что стоит за этим предложением.
Будь осторожным: оценивай ситуацию критически.
Задание 2.
Ученики разделились во мнениях. Одна группа считает, что мораль басни в том, что нужно делиться своими вещами.
Другая группа считает, что мораль басни в том, что не следует доверять лести и обману.
Объясни одноклассникам, как ты определяешь мораль и какая из версий групп для тебя правильная.
Начни так:
Для того чтобы определить мораль, нужно…
Задание 3.
Помоги другу подготовить анализ басни. Что для этого нужно сделать?
Начни ответ так: Для того чтобы проанализировать басню, нужно…
Составь план анализа.
Уровень - применение в незнакомых условиях.
Высокий уровень. Задание 2.
Придумай и запиши другой вариант окончания басни: как бы закончилась история, если бы Ворона не поверила Лисице? Что ты можешь посоветовать вороне, чтобы такая ситуация не повторилась. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. 1) Внимательно прочитай задание;
2) Придумай свой вариант окончания басни
3) Дай совет вороне, как надо поступать в таких ситуациях.
4) Расскажи одноклассникам вариант окончания басни. запиши в тетрадь свои советы вороне.. Максимальное количество баллов 5 балла.
5 баллов – придуман и записан новый вариант окончания басни. Даны советы.
4 балла - придуман и записан новый вариант окончания басни, советы не соответствуют действительности.
3 балла – придуман и записан новый вариант окончания басни с незначительными ошибками. Даны советы которые не соответствуют басни.
1 - 2 балл – Основная информация по написанию окончания басни упущена. Даны советы не соответствующие морали басни.
0 – баллов задание не выполнено или выполнено неверно Лисица начала льстить вороне, но Ворона вспомнила советы мамы, которая говорила: “Не верь незнакомцам, которые тебя слишком хвалят”. Ворона подумала: “Что-то тут не так! Отвернулась бы от Лисицы и вкусно позавтракала.
Мои советы: Всегда помнить советы близких и доверять своей интуиции. Если кто-то начинает слишком сильно хвалить, лучше быть осторожной. ”
Задание 2.
Напишите список из пяти советов, которые мог бы ты дать себе, чтобы не попасться на уловки в школе или в повседневной жизни. Объясните, почему каждый совет важен
Задание 3.
Составьте кроссворд по басне «Ворона и Лисица», при составлении используйте слова и выражения из басни. Составьте не менее 6 вопросов.