Приложение МААМ

Проект «Мечта» (старшая группа)

Ольга Мезенцева
Проект «Мечта» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта «Мечта»

Вид проекта : Коррекционно – образовательный;

практико – ориентированный;

долгосрочный

Основные разработчики проекта Мезенцева Ольга Евгеньевна –

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель и задачи проекта

Цель:

создание организационно - педагогических условий, обеспечивающихэмоционально - психологический комфорт, личностное благополучие дошкольников, поддержание у них познавательного интереса к окружающей действительности.

Задачи:

Публикация «Проект „Мечта“ (старшая группа)» размещена в разделах

1. Разработать систему по формированию и укреплению психологического здоровья дошкольников:

- обеспечить профилактику негативных проблем развития;

- улучшить эмоциональное благополучие ребенка

средствами художественно - творческой деятельности.

2. Скорректировать действия всех участников образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.

3. Вовлечь родителей в активное взаимодействие по реализации содержания проекта.

Сроки и этапы реализации проекта I этап : информационно – организационный

(сентябрь 2014г. – декабрь 2015г.)

• Изучениепедагогической, психологической и научно – методической литературы по обозначенной проблеме;

• отбортехнологий, методов, приемовреализации содержания проекта работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с темой проекта;

II этап: практический

(январь 2015г. - апрель 2015г.)

• организация условий для профилактической, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами проекта;

• внедрение технологий, методов и приемов,обеспечивающий психологический комфорт в ДОУ;

III этап: рефлексивно – оценочный

(апрель 2015г. – май 2015г.)

• анализ и определение эффективности созданных организационно – педагогических условий, способствующих психологическому комфорту, эмоциональному и личностному благополучию дошкольников, поддержанию у них познавательного интереса к окружающей действительности.

• обобщение и презентация результатов реализации проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий воспитанники старшего дошкольного возраста,

родители

Ожидаемые конечные результаты проекта В результате реализации проекта будет достигнуто :

Дети:

психоэмоциональное благополучие:

- положительная адаптация детей к условиям детского сада,

- снижение уровня тревожности;

• сформированностьпознавательной активности и навыков познавательной деятельности.

Родители:

• повышение педагогической культуры в вопросах воспитания и развития здорового ребенка;

• активное участие в воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Среда развития детей:

• создана творческая адаптивно - развивающая пространственная среда;

• психологический комфорт всех участников образовательного процесса.

Перечень основных мероприятий

1. Изучение педагогической, психологической и научно – методической литературыпо обозначенной проблеме.

2. Отбор и внедрение технологий, методов, приемов реализации содержания проекта работы с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающие психологический комфорт в ДОУ.

3. Оснащение предметно – пространственной среды пособиями, атрибутами для осуществления психопрофилактической работы с дошкольниками.

4. Анализ, обобщение, презентация результатов реализации проекта.

Целевые

группы проекта

Дети старшего дошкольного возраста.

Родители.

Детский сад – территория

психологического благополучия.

Актуальность

Современное общество живет в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.

Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения психологического здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Поэтому в детском саду необходимо обеспечивать с момента поступления ребёнка в ДОУ целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.

Последние десятилетия в России получила широкое распространение психологическая поддержка ребенка в условиях ДОУ, так как повышенная стрессогеность жизни взрослых, их занятость приводит к росту психологических, психических нарушений у детей.

По комплексу медицинских и психолого - педагогических критериев систематическому обучению в школе не готов каждый третий ребенок 6 лет. Данные многих исследований (В. Р. Кучма,2001; Е. В. Кермасюк,2003, и др.) дают возможность констатировать, что у 40-50% таких детей выявлены функциональные отклонения в состоянии здоровья, у 15%- нарушения в нервно-психической сфере.

В ряде исследований проведённых под руководством В. В. Брофман с 1997 по 2007 г. г. (Т. А. Селиванова, Ю. В. Климакова, А. В. Климакова, Е. В. Поневаш, Т. В. Жарова, Т. Ф. Волокитина, Е. А. Неустроева) было показано, что именно различные варианты «эмоционального неблагополучия» (А. М. Прихожан, Р. В. Овчарова, 1996 г., влияют на появление признаков школьной неуспешности. «Эмоциональное благополучие», по мнению Г. Г. Филипповой (1999 г., является одним из важнейших условий конструктивного вхождения ребенка в изменяющийся социальный мир.

В нашем образовательном учреждении воспитываются дети с различными нарушениями речи: дизартрией, алалией, заиканием, обусловленными расстройствами ЦНС органического и функционального характера (церебрастиническим, гидроцефальным синдромом, нарушением психического развития). На основе особенностей контингента воспитанников учреждения (дети из семей группы риска -14%, неполных семей - 31%, с речевыми нарушениями - 98%) определена значимость реализации проекта - создание благоприятных условий пребывания детей в ДОУ. Особая ценность состоит в том, что внедрение в практику системы психопрофилактических и коррекционных мероприятий, позволяет каждому ребенку повысить положительную самооценку, уверенность в себе и своих силах, раскрыть творческий потенциал, обеспечитьпреобладаниепозитивных эмоций над отрицательнымии закрепить их в чертах характера и личности детей.

Целью проекта является : создание организационно - педагогических условий, обеспечивающих эмоционально - психологический комфорт, личностное благополучие дошкольников, поддержание у них познавательного интереса к окружающей действительности.

Задачи:

1. Разработать систему по формированию и укреплению психологического здоровья дошкольников:

- обеспечить профилактику негативных проблем развития;

- улучшить эмоциональное благополучие ребенка средствами художественно - творческой деятельности.

2. Скорректировать действия всех участников образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.

3. Разработать и реализовать проект на основе использования современных педагогических и здоровьесберегающих технологий: для познавательных и творческих способностей дошкольников.

4. Вовлечь родителей в активное взаимодействие по реализации содержания проекта.

Концептуальные идеи проекта

1. Среда развития ребенка– образование многоаспектное. Она включает природу, внешнее социальное окружение (макросреда, дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в детском учреждении, особенности взаимодействия и общения.

Среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, издавна рассматривалась педагогами, философами, психологами в качестве одного из важнейших факторов формирования личности ребенка.

Внешнее воздействие среды усиливает внутренние трудности ребенка и впоследствии они закрепляются. Известно, что внутренний конфликт перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невротических реакций; тормозит развитие личности, является источником неуверенности в себе и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности.

Ребенок живет в пространстве, жизненным центром которого является мать, она в непосредственном общении создает условия для возникновения у ребенка собственного жизненного мира (Л. С. Выготский). Развиваясь, ребенок начинает осознавать свою деятельность от матери. Как только ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным, у него возникает потребность в самореализации, в познании, в общении со сверстниками, игре и творчестве. Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании эстетической, благоприятной для детей среды большие возможности в развитии их художественных способностей и творческой самореализации. Впервые об этом сказал А. Ф. Лазурский, а также А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Е. А. Флерина, позднее Сухомлинский.

Предметно - пространственная позитивная среда в детском саду должна учитывать потребности и интересы ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, обеспечивая психологическое благополучие.

2. Эмоционально – психологический комфорт:

а) удовлетворение потребности ребенка в познания окружающего мира

В раннем детстве восприятие мира ребенком эмоционально. Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно, эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления, удовлетворяя своё любопытство, любознательность через игру.

б) удовлетворение потребности в общении

Мир маленького ребенка – это его комната с кубиками и куклами, это двор на котором можно качаться на качелях, детский сад с воспитателем и другими детьми. Общаясь с ребенком, взрослый, постепенно расширяет эти границы, вводит ребенка в свой более богатый мир.

Содержание общения становится вне ситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками». Для дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Общение и отношения с другими детьми становиться не менее значимое, чем его взаимоотношение со взрослыми.

в) удовлетворение потребности в игре

Дети не выносят однообразия и скуки, предпочитают веселые игры. К тому же понравившееся игрушки, персонажи игр, сказок будят творческую фантазию и воображение детей. Для этого создается игровая обстановка, имеющая развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

г) удовлетворение ребенка в самореализации

Современная педагогика придает большое значение детской индивидуальности. По теории Э. Эриксона несформированная в раннем возрасте самостоятельность может стать причиной страха, зависимости, отсутствие инициативности. Процесс воспитания, в котором ребенок выступает как объект соответствующих воздействий, уходит на задний план, уступая место субъект-субъектным отношениям: ребенок становится активным, действующим началом, способным изменить себя и свое окружение.

3. Создание предметно – пространственной среды удовлетворяющей потребности ребенка.

Создание эстетической развивающей среды не мыслимо без широкого включения искусства, всех его видов. Вместе с тем, продумывая пространственную среду в группе, необходимо заботиться о том, чтобы эта среда соответствовала ее функциональному назначению, отвечала требованиям художественного вкуса, не содержала бы пестроты, разно стильности, китча, перегрузки предметами и иллюстративным материалом, обеспечивала коррекционно – развивающую направленность.

4. Взаимосвязь с семьей

Во многих диссертационных исследованиях советского, перестроечного и современного периодов (А. Ю. Гранкин, 2003., Байкулова, 2004., Е. И. Балдицина, 2005., С. В. Дармодехин, Г. И. Климантова, А. В. Носкова, 2005 и др.) показывает, что отношение семьи и дошкольного учреждения складывались всегда не просто и однозначно.

Ребенок не может быть ограничен только миром семьи, иначе в последующем возникнут трудности вхождения в любую новую социальную среду. Необходимо, чтобы родители вовремя обратили внимание на детско-родительские, внутрисемейные взаимоотношения, оказывающие большое влияние на формирование личности ребенка. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущество и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации.

Этапы реализации проекта

На первоминформационно – организационном (сентябрь 2014г. – декабрь 2015г.)этапе нами была изучена педагогическая, психологическая и научно – методическая литература по обозначенной проблеме, с помощью которой были отобраны технологии, методы, приемы по реализации содержания проекта работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Также на первом этапе проведена предварительная психодиагностиканаправленная на максимально разностороннее изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста и анализ предметно-пространственной среды.

Проанализировав полученные результаты, мы приступили к разработке содержания мини-проектов.

Второй практический (январь 2015г. - апрель 2015г.) этап включил в себя организацию условий для профилактической, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целью и задачами проекта. Для обеспечения психологического комфорта детей в ДОУ былвнедрен проект «Мечта».

Третийрефлексивно-оценочный (апрель 2015г. – май 2015 г.) этап включает в себя анализ и определение эффективности созданных организационно-педагогических условий, способствующих психологическому комфорту, эмоциональному и личностному благополучию дошкольников, поддержанию у них познавательного интереса к окружающей действительности.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будет достигнуто :

Дети:

психоэмоциональное благополучие:

- положительная адаптация детей к условиям детского сада,

- снижение уровня тревожности;

• соответствие детей-выпускников детского сада «модели выпускника дошкольного образовательного учреждения» : психологическая и социальная готовность к школе; сформированностьпознавательной активности и навыков познавательной деятельности.

Родители:

• повышение педагогической культуры в вопросах воспитания и развития здорового ребенка;

• активное участие в воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Среда развития детей:

• создана творческая адаптивно - развивающая пространственная среда;

• психологический комфорт всех участников образовательного процесса

Содержание работы

Настоящий проект «Мечта» рассчитан на 1 год.

Проект разработан на основе источников, приведенных в списке литературы.

Проект :

• рассчитан на определённый возраст;

• имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;

• позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;

• формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;

• имеет свои ожидаемые результаты.

Проект «Мечта»

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

Цель:создавать благоприятную зону ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

Задачи:

1. Дать возможность поверить в мечту и дальнейшее ее осуществление.

2. Расширить временные рамки восприятия мира.

3. Повысить самооценку.

Концептуальные идеи:

Техника коллажа - захватывающее средство самовыражения для детей любых возрастов.

Коллаж визуализирует положительную перспективу на будущее. Коллаж не только упражнение сенсорного характера, а также средство эмоционального выражения.

Ожидаемые результаты:

1. Уверенность в своих возможностях.

2. Повышение уровня самовыражения.

3. Формирование образа «Я».

Этапы работы:

1. Предварительный этап

-проведение дидактических игр по темам коллажа

2. Практический этап

-совместная деятельность ребёнка и взрослого по созданию коллажа.

Заключение

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.

В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.

Данный проект направлен на создание организационно - педагогических условий, обеспечивающихэмоционально - психологический комфорт, личностное благополучие дошкольников, поддержание у них познавательного интереса к окружающей действительности. Ведение диагностических карт позволяет увидеть достижения отдельных детей, темпы их развития, соответствие используемых приемов индивидуальным особенностям ребенка. Кроме того, мониторинг дает возможность педагогу оценивать эффективность своей работы и корректировать намеченные планы в соответствии с успехами каждого конкретного ребенка. Проведенный мониторинг показал, что использование вышеперечисленных приемов, форм и методов профилактики и коррекции психологического здоровья в коррекционно-развивающем обучении способствует развитию умений:

- эмоционально реагировать на окружающий мир;

- свободно входить в контакт со взрослыми с помощью различных вербальных и невербальных средств,

- строить развернутый текст через продуктивную речевую деятельность, устанавливать интерактивное взаимодействие (умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное, трепетное отношение друг к другу).

У детей с нарушением речи показатели очень низки и требуют специальной коррекционно - речевой работы, направленной на повышение речевого творчества на всех видах деятельности и индивидуальной работе. Важно взаимодействовать с ребенком на уровне партнера, учитывать положительные качества ребенка, постоянно создавать ситуацию успеха.

Успешность принятого проекта обеспечивается общностью педагогических и коррекционных целей, тесным взаимодействием воспитателя с узкими специалистами, что позволяет учитывать индивидуальность ребенка,его темперамент, привычки, психологические особенности, особенность поведения, сложность дефекта и благодаря этому достигать более значительных успехов в развитии детского творчества.

Как показали результаты регламентированного наблюдения, у детей снизилась нервозность, раздражительность, тревожность и агрессивность (что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников, повысилась самооценка.

Публикации по теме:

Проект «9 мая — День Победы» старшая группа I Этап Актуальность. Наша страна каждый год отмечает главный праздник - День Победы. Много лет назад наша армия победила фашистскую Германию.

Проект «Берегите игрушки». Старшая группа. Авторы: Муллина Елена Валерьевна и Архипова Ольга Казимировна. Проблема :небрежное отношение к игрушкам. Цель: формирование бережного отношения.

Проект «Деревья и кустарники» (старшая группа) паспорт проекта Цель: Расширять знания детей о растительном мире. Формировать интерес к красоте окружающего мира. Воспитывать нравственные.

Проект «Книжкина неделя» (старшая группа)Проект «Книжкина неделя» (старшая группа) Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 неделя. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель,.

Проект «Космос» (старшая группа)Проект «Космос» (старшая группа) Вид проекта: групповой Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Проект «Космос» (старшая группа) Проект «Космос» Разрабатывая проект «Космос», в первую очередь хотелось дать знания о строении Вселенной доступным и понятным для старших.

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа) Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В.

Проект «В гостях у светофора» старшая группа Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Составила.

Проект «Витамины на грядке» (старшая группа)Проект «Витамины на грядке» (старшая группа) Проект "Витамины на грядке" Старшая группа Актуальность проекта. Современная жизнь насыщена всевозможными продуктами питания, полезными.

Проект «Семья» (старшая группа) ЦЕЛЬ: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. Задачи: Воспитывать.

Автор публикации:
Проект «Мечта» (старшая группа)
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 09:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мечта» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мезенцева (УИ 916909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД