Айгуль Ямильевна Акифьева
Проект «Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
"МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ"
1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.
По числу участников проекта: группа(10-12 детей с нарушениями речи).
По времени проведения: продолжительный.
Публикация «Проект „Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи“» размещена в разделах
- Игры с песком
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По характеру контактов: в рамках практической деятельности логопеда дефектолога.
2. Актуальность проблемы.
Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики-задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.
Метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.
Основные преимущества этого метода:
- в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, "мануальный интеллект" ребенка;
-перенос традиционных обучающих и развивающих заданий песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
-игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством "заземлять" негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
-следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
-игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
3. Цель проекта: обоснование эффективности использования метода песочной игротерапии в педагогической практике для коррекции нарушений речи и эмоционально-волевой сферы воспитанников.
4. Задачи проектной деятельности:
-1. Теоретически обосновать метод песочной игротерапии как технологию обучения коммуникативным умениям, развития тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.
-2. Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия "вокруг песочницы".
-3. Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников с различными нарушениями речи, обучении которых применяется метод песочной игротерапии.
-4. Разработать перспективное планирование по песочной игротерапии для всех возрастных групп.
5. Обеспечение проектной деятельности:
-1. Методическое
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб,. 2002.
Дошкольная педагогика, 2005, май, июнь.
Материалы интернет.
-2. Материально-техническое
Два деревянных ящика 50*70*15 см с бортиками 5 см, окрашенные краской.
Детские столики. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.
Коллекция маленьких фигурок, отражающих окружающий мир: куклы-человечки, животные, птицы,транспорт; сказочные герои; естественные природные объекты: камни, ракушки,веточки, семена, плоды; пластмассовые буквы и цифры, геометрические фигуры. Опрыскиватель с водой для увлажнения песка.
-3. Диагностико-дидактическое
Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.
Конспекты занятий.
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.
Диагностическая методика по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.
6. Предполагаемый результат:
Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально-волевая сфера.
Повышение уровня мотивации к знаниям.
Развитость тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
Творческое самовыражение дошкольников.
7. Предмет экспериментального исследования: педагогические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно-развивающих навыков и социально-волевой сферы у воспитанников с различными нарушениями речи.
8. Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция речи и эмоционально-волевой сферы у детей данной категории.
9. Методы проекта: наблюдение, совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие,проективные игры; познавательно-речевые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.
10. Стратегия осуществления проектной деятельно:сти
Данный проект осуществляется в рамках практической деятельности.
11. Этапы управления проектом:
-1. Концептуальный (Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта).
-2. Формирующий этап.
-3. Коррекционно-технологический (Деятельность в соответствии с тематическим планированием).
-4. Технологический (Промежуточная диагностика).
-5. Уточняющий (Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями).
-6. Итогово-диагностический (Заключительная оценка уровня сформированности коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с различными нарушениями речи.
-7. Катамнестический (Сбор данных по результатам эксперимента).