Елена Лякишева
Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным и адаптивным средством воспитания и развития детей.
ОС группы детей определенного возраста в ДОУ представляет собой комплекс локальных сред : групповая комната, спальня, раздевалка,
Публикация «Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2021
участок группы. Каждая выполняет свою функцию, оказывает свое обучающее, коррекционное и воспитывающее воздействие на ребенка, каждая может представлять собой информационный центр. Комплекс воздействий локальных сред обеспечивает повышение эффективности образовательной развивающей среды в целом.
Что сделано конкретно в нашей группе?
Комната, где дети раздеваются, представляет собой некий информационный центр для родителей и детей. Оформлены и действуют статичные уголки : ,Для вас, родители ’’, ,Давайте порисуем!’’, ,С днем рождения!’’, «Чей шкафчик?»,, Меню’’, ,Повторяйте с нами’’,, Сегодня мы узнали’’, полка для лепки, Наши руки - не для скуки!’’.
Для тематической информации мы используем подвижные папки - раскладушки, вывешиваем на дверцы шкафов информационные файлы. Есть место для материалов специалистов. В этом помещении уже есть элементы коррекции - силуэтные изображения на шкафчиках и стенах, верховые подвески.
В групповой комнате оформлено панно, закрывающее пищеблок, сделана роспись на стене, есть коррекционные дорожки, дополнительные зрительные ориентиры на стенах, подвески. Есть зоны разной функциональной принадлежности.
Картина на стене.
Коррекционные дорожки.
Учебная зона.
Речевая зона, экологии и экспериментирования, продуктивной деятельности, музыкальной, патриотического воспитания, уголок настроения
Обустроены игровые уголки: «Парикмахерская», ,Магазин’’, ,Кухня ’’, ,Библиотека’’. .
В спальном помещении находятся спортивная и театральная зоны, а также сенсорный уголок.
Каждая зона оснащена предметными ресурсами - это д/игры и пособия, настольно-печатные игры, конструкторы, игрушки и т. д. Они перечислены и описаны в картотеках: ,Дидактические игры и пособия’’,, Спортивные и подвижные игры’’.
На прогулке продолжается образовательно-коррекционно-воспитательная работа воспитателя, объектами наблюдения и изучения становятся предметы и явления живой и неживой природы, окружающего мира.
На нашем участке есть каменная веранда, которая силами воспитателей и родителей двух групп, стала развивающим пространством: на полу нарисованы забавные классики; есть сцена; сенсорный уголок с шумовыми пособиями, сделанными из бросового материала; подвешены обручи для метания; в игровом уголке абажур, стол, стулья; доски для рисования мелом; на стенах картины со сказочными героями, коррекционные дорожки; уличные игрушки уложены в одинаковые окрашенные ящики. На участке есть небольшая,станция наблюдений за ветром’’ (закреплены подвески с ленточками, ветерок, флажок).(Подробнее об участке см. в публикации
"Фотоотчет ")
Очень важным для детей с нарушением зрения является развитие сенсомоторных качеств. Для этого в спальной комнате оборудован сенсорный уголок, в котором компактно разместились игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности.
Мною оформлен стенд с разного рода поверхностями. Различен материал поверхностей (пластик, дерево, металл, стекло, мех, наждачная бумага и др. Различна фактура поверхностей (гладкая, шершавая, колючая, пушистая, рифленая, блестящая, др.). Работая со стендом, дети развивают тактильную чувствительность, закрепляют качественные прилагательные, учатся на ощупь определять материал.
В цветных мешочках и корзиночках собран материал для развития мелкой моторики, цветовосприятия и слуховосприятия, пространственных представлений, предметы для массажа ладошек и пальчиков и мн. др.
Здесь же находится большая сенсорная кукла Аня, ростовые куклы - мальчик и девочка, кубики опасных предметов.
В уголке находится двусторонняя ширма: с одной стороны изображение дерева, пришиты прозрачные пуговицы (есть листочки на каждое время года, цветы, снежинки, птицы, грибы и т. д.). Другая сторона ширмы с яркой аппликацией, она может быть использована для детского спектакля (кукольного или игрового). Ширма помогает в развитии моторики, пространственных и временных представлений, развитии монологической и диалогической речи, счетных навыков и др.
Обязательным элементом в работе воспитателя является проведение зрительных гимнастик. Для детей с нарушением зрения они проводятся
чаще. Мы стараемся совместить коррекционную функцию с игрой. Приобрели разнообразные предметы - ориентиры для индивидуального использование детьми : карандаши - цветы, насекомые, животные; перышки; используем пальчиковые театр, игрушки подвесные на палочках и др.
Для проведения индивидуальных зрительных гимнастик по показаниям оформлены альбомы: ,Занимательная гимнастика для глаз’’, ,Гимнастика для глаз «Насекомые». Используем многофункциональные сенсорные планшеты с различным направлением цветных линий: для зрительной гимнастики, развития формообразующих движений, пространственных представлений.
Для проведения дыхательных гимнастик используем подставки, на которые можно повесить любую подвеску (бабочку, снежинку, ватку.).
Есть у нас забавные гудки и свистульки с возможной санитарной обработкой, трубочки для выдувания в воду; д/и «Сдуй бабочку» и др.
Дети дошкольного возраста очень любят сказки, театральные постановки, любят сами наряжаться, участвовать в спектаклях. Воспитатели очень тесно сотрудничают с музыкальным руководителем во время подготовки к утренникам. А в группе проводят развлечения, вечера загадок, сказок и т. д. В группе есть шапочки - ободки, театр на тросточках, ,Рукавичка’’, пальчиковый театр, театр стаканчиков, замок Кощея, декорации для настольного театра, театр игрушек. Практически все наши дети имеют речевые нарушения, но они очень стараются выразительно читать стихи, петь песни. Они любят фантазировать и сочинять все вместе истории по картинкам, схематичным рисункам.
И, конечно, дети очень любят музыку, все, что звучит и светит. У нас есть световые устройства: ,цветок’’,, волшебный глаз ’’, лазерные указки, фонарики, аудиотехника.
В группе много другого материала. Его наличие зависит от возраста детей, степени освоения той или иной игры или пособия, целесообразности его использования в данный момент, индивидуальных или групповых рекомендаций специалистов.
Большое разнообразие игр, пособий и литературы и по другим разделам
Я считаю, что и в группе, и в д/саду созданы необходимые условия для проведения коррекционных мероприятий, развития познавательных интересов, индивидуальных способностей детей с нарушениями зрения. Есть еще творческие идеи. А если они есть, значит есть к чему стремиться, есть над чем работать.
Примечание: образцы мебели и оформление группы придумано мной,
панно на стене тоже нарисовала я.