Васильева Валерия Николаевна
Конспект занятия по рисованию «Сине-голубое чудо — гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ИЗО план-конспект занятия по рисованию
(подготовительная группа)
Подготовила и провела
Воспитатель
МБДОУ 137
г. Ростова-на-Дону
Васильева В. Н.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи занятия: 1. Ознакомление детей с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи изделий в технике Гжель.
2. Расширение представления о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства, а также знакомство с историей и традициями Гжели. 3. Обучение детей определённым методам, принципам и техническим приёмам работы с красками и кистями.
4. Углубление эстетических познаний о народном декоративно-прикладном искусстве и его значении в культуре России.
5. Развитие индивидуальных творческих способностей детей, поощрение их к самовыражению через искусство.
6. Воспитание любви к искусству народных мастеров и уважения к их труду. 7. Формирование положительного эмоционального фона, создание атмосферы психологического комфорта.
8. Воспитание чувства гордости за творчество русских мастеров и осознание их вклада в культурное наследие.
Словарная работа: - **Гжельский завиток** – один из характерных элементов росписи, представляющий собой изогнутую линию, часто украшенную цветами и листьями.
- **Петельная линия с точкой** – уникальный элемент, который используется для создания узоров, придающих изделиям изысканный вид.
Оборудование и материалы: - Игра «Подбери узор» для развития творческого мышления. - Иллюстрации изделий гжельских мастеров, чтобы дети могли визуально ознакомиться с традициями. - Гуашь синяя и белая, позволяющая детям экспериментировать с цветами. - Кисточки разных размеров – от тонких для деталей до широких для фона. - Вода, салфетки и палитры для удобства работы. - Трафареты посуды, которые помогут детям создать свои собственные изделия.
Предварительная работа: Перед занятием дети знакомятся с промыслом Гжели, смотрят презентацию «Сказочная Гжель», в котором представлены различные изделия, такие как посуда и игрушки. Воспитатель рассказывает о том, как зародился этот промысел, о его истории и о том, какие материалы используются для создания гжельских изделий.
Ход.
Приветствие: «Вместе с солнышком встаем, вместе с птичками поем. С добрым утром, с ясным днем, вот как славно мы живем» (показываем в движении).
Основная часть:
- Как вы понимаете пословицу: красна птица пером, а человек уменьем? (человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чем
он мастер).
В: да, русские люди - удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход и закат солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. И своими руками русские люди творили чудеса,
украшали свое жилье, делали посуду, игрушки и многое другое. Так и появились русские народные промыслы.
- Здесь представлены работы различных мастеров:
(дымковская игрушка, филимоновская игрушка, - Из чего их делали? (из глины – значит они глиняные); хохлома – из дерева - деревянные)
- Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
Ребята, давайте посмотрим, что за чудесные изделия.
Гимнастика для глаз:
В руки вы цветок возьмите,
И на него вы посмотрите.
А теперь - поднимите,
И опять на него взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
"Нарисуйте" круг умело
Цветок близко, вот вдали,
Быстро, быстро поморгаем,
И работать продолжаем.
Демонстрация изделий Гжель, просмотр презентации:
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Узором синим в платьях белых,
Русь украшает чудо.
Ответ: Гжель
Воспитатель: Ребята, кто хочет послушать быль о гжели?
- А что же такое быль? (Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле) Так вот, Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет».
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Какие вещи можно расписывать гжельскими узорами?
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из
белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по
сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
- Ребята, какими красками пользуются мастера Гжели? (синей, голубой) Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.
- Я предлагаю сегодня превратится в мастеров гжелевой росписи и нарисовать волшебный цветок. Посмотрите, как его надо рисовать (показ).
Рассматривают таблицы. Смотрят показ воспитателя.
Давайте расскажем приемы, которые вы будете использовать в росписи цветка (рисуем всем ворсом – прием мазка; концом кисти – завитки, линии)
При выполнении работы вы должны быть аккуратными.
Давайте вспомним технику рисования красками. Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую.
Мастера готовы приступить к работе? А чтобы работа у вас ладилась да спорилась проведем:
Физминутка
«Раз – два – спит цветок.
Три – раскрыли лепесток.
Раз – сомкнулись,
Два – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись!»
Я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Дети рисуют под музыку.
Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера!