Ольга Герасимова
Экологический проект «Малыши и Осень» с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
с детьми 2-3 лет группы «Улыбка»
Подготовила воспитатель
Герасимова Ольга Николаевна
г. Дубна
ноябрь 2019г
Экологический проект «Малыши и Осень»
Вид проекта : познавательно-творческий
Возраст: дети с 2 до 3 лет
Продолжительность: 2,5 месяца (10 сентября – 25 ноября 2019г)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Малыши и Осень“ с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!
Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить – это то, что необходимо нам с самого раннего детства.
Дети-малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они только начинают познавать мир, явления природы. Малыши очень любознательны и хотят все знать. Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Проект «Малыши и Осень» поможет детям, впервые переступившим порог детского сада, увидеть и понять удивительные и прекрасные моменты осенней природы, замечать изменения в живой и неживой природе.
Цель проекта : способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года.
Задачи проекта :
- содействовать расширению знаний детей о признаках и явлениях осеннего периода;
-способствовать развитию познавательной активности, творческого воображения и фантазии;
-вызвать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети
- у детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы.
Родители
- родители проявят интерес к проекту и будут участвовать в совместной творческой деятельности.
Продукт проекта :
Коллективные и творческие работы детей «Яблоня», «Листья на траве», «Осенняя лужа», «Огуречик, огуречик», «Орешки для белочки» и др.
Выставка совместных работ родителей и детей: «Подарки Осени»,
Участие в детсадовской выставке поделок «Краски Осени»
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
* Составление перспективного плана мероприятий проекта.
* Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
* Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
* Подбор методической литературы по теме.
Основной этап.
Образовательная область Мероприятие Задачи
Социально – коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
1. Сюжетно-дидактические игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Магазин «Овощи – фрукты», «Кто живет в лесу?», «Что растет в огороде?» и др.
2. Дидактические игры: «Собери листочки по цвету», «Кто в гости пришёл?», «Дует, дует ветер», «Что нам осень подарила?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?»
3. Наблюдения в природе: за погодой, ветром, солнцем, дождем, деревьями, листопадом, первым снегом.
4. Наблюдения за трудом взрослых: воспитателя на участке, дворника на территории детсада, тракториста по благоустройству улиц города.
Поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно-гигиенические навыки.
Развивать умения собирать листочки только по одному признаку (по цвету). Развивать внимание, память, слуховую дифференциацию и тактильные ощущения.
Привлекать к наблюдениям за изменениями в природе с наступлением осени.
Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
«Безопасность»
1. Ситуативное общение: «Когда на улице дождь, то…», «Снег для игры, не для еды».
2. Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи, как правильно». Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в осенний период. Формировать основы здорового образа жизни.
Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
«Труд»
Поручения: «Собери букет из листьев», «Шишки с веточки упали - их ребята все собрали!», «Листья подгребаем, в мешок их собираем», «Собираем семена бархатцев».
Развивать умение совместно со взрослым на прогулке собирать листья, веточки, шишки. Поощрять желание помогать взрослым.
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
1 Беседы, разговоры», «Что нам осень подарила», «Осенняя погода», «Что такое листопад» и др.
2. Работа в экологическом уголке с пособиями : макеты «Яблоня», «Осенний двор», «Осенний лес».
3. Рассматривание деревьев: береза, ель, рябина.
Учить детей отвечать на вопросы. Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире (овощи, фрукты, ягоды, деревья); о том, где и что растет. Учить рассматривать предметы.
Уточнить и обогатить представления детей об осени.
Учить рассматривать части дерева, называть их. Раскрыть новое понятие «листопад».
ФЭМП.
Дидактические игры и упражнения: «Какого цвета», «Большой – маленький», «Высокий – низкий», «Длинный – короткий», «Много – мало» и др. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много).
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению речи.
Игры-эксперименты:
«Теплый – холодный», «Вертушка», «Ветер – ветерок», «Шуршит – не шуршит», «Узоры из листьев», «Летает – не летает»
Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Речевое развитие
Рассматривание картины «Катя на прогулке», «Осень».
Ситуативное общение «Что я вижу за окном», «В осеннем лесу», «Что растет на грядке».
Театрализация сказки «Репка», «Теремок».
Чтение художественной литературы.
Песенки, потешки; М. Манакова «Зайчишкин огород»; серия книг «Что мы видели на даче», Что мы видели в лесу»; книжки-гармошки «Это кто такой», Это чей домик», «Это чей голосок»;
П. Синявский «Дождик», А. Плещеев "Наступила Осень", «Листопад» и др.
Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать.
Формировать способность детей к диалогической речи.
Помочь детям запомнить сказку.
Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь.
Воспитывать интерес к чтению, умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, животных, растениях. Побуждать к повторению текста.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
«Листья на траве», «Вот из тучки дождик, дождик…», «Осенняя лужа», «Яблоня», "Ежики" и др.
Лепка.
«Огуречик, огуречик», «Яблоко», «Ежик», «Орешки для белочки».
Аппликация.
«Яблоня», «Белочка в тележке щелкает орешки».
Музыкально-ритмические движения.
«По лесным дорожкам», «Танец червячков», «Ежики», «Белочка», «Мы – осенние листочки».
Учить аккуратно пользоваться гуашью, правильно держать кисть и карандаш. Воспитывать аккуратность.
Закреплять умение раскатывать шарик и столбик на доске и между ладонями.
Приучать наклевать готовые формы, располагать их на листе.
Вызвать эмоциональный отклик от движений под музыку.
Приучать слушать музыку, песни, подпевать.
Физическое развитие Подвижные игры.
«Листопад», «Поедем в лес», «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик», «Зайка серенький сидит», «Зайка, зайка, что с тобой», «Мишка шишки собирал» и др.
Утренняя гимнастика «Солнышко», «Веселый огород», «Птицы улетали».
Гимнастика после сна «Солнышко проснулось», «Заинька-зайчишка», «Ветер-ветерок».
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем, инструктором физкультуры.
Взаимодействие с родителями Консультация «Одежда детей осенью».
Папка-ширма «Осень в гости к нам пришла», «Гуляй и присматривайся».
Фотоотчеты «Что такое Осень?.», «Малыши и Осень»
Выставка поделок из природного материала «Подарки Осени»
Развлечение к Дню Матери «С праздником осенним от души маму поздравляют малыши».
Информировать родителей о жизни детского сада и группы.
Привлекать к участию в мероприятиях группы и ДОУ.
Способствовать установлению доверительных и партнерских отношений.
Заключительный этап
• Фотоотчеты «Что такое Осень?», «Малыши и Осень».
• Выставка поделок из природного материала «Подарки Осени».
• Участие в детсадовской выставке поделок «Краски Осени».
• Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
Итоговое мероприятие.
Совместный праздник с детьми и родителями «С праздником осенним от души маму поздравляют малыши»
Итоги реализации проекта.
Вот и наступила чудесная пора – Осень. Сколько ярких красок она с собою принесла! Конечно, немного грустно от того, что закончилось лето, но осень тоже приготовила много сюрпризов и мы с радостью ее встречаем.
Совместная деятельность с детьми проводилась в игровой форме, что позволило формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, рисовать, лепить.
В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми «Что нам осень подарила?», «Осень наступила», «Осенняя погода» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад». На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе.
С детьми читали произведения об осени в частности П. Синявского «Дождик», А. Плещеев "Наступила Осень", «Листопад» и др. с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы, присущие осени. Дети с удовольствием рисовали на темы: «Листья на траве», «Осенняя лужа», «Вот из тучки дождик, дождик…» и др. Детям нравится работать с пластилином. Свои впечатления от наблюдений, бесед, чтения дети отражали в своих работах «Ежики», «Огуречик», «Яблоки». Использовали природный материал: семечки для иголок ежика, палочки для яблока.
Стимулировать любознательность, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера позволили игры-эксперименты «Теплый – холодный», «Вертушка», «Ветер – ветерок», «Шуршит – не шуршит», «Узоры из листьев», «Летает – не летает».
Через наблюдения за трудом взрослых (воспитателя на участке, дворника на территории детсада, тракториста по благоустройству улиц города) привлекали внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощряли желание помогать взрослым через поручения «Собери букет из листьев», «Шишки с веточки упали - их ребята все собрали», «Листья подгребаем, в мешок их собираем», «Собираем семена бархатцев».
Созданию положительного эмоционального настроя способствовали музыкально-ритмические игры и упражнения «По лесным дорожкам», «Танец червячков», «Мы – осенние листочки», «Ежики», «Белочка» и др. (авторы Е. и С. Железновы).
Родители приняли участие в выставке поделок из природного материала "Подарки Осени". Наши поделки представлены на детсадовской выставке «Краски Осени». Это коллаж «Осень улыбается» (семья Феди Г., макет «Жители осеннего леса» (семья Саши Б., «Шишечное дерево», «Времена года» (семья Вити В., «Осеннее панно» (семья Димы М.).
Участие родителей в данном проекте позволило установить доверительные и партнёрские отношения, убедить родителей в необходимости совместной работы с педагогами для эффективности воспитания и развития наших малышей.
Реализация проекта «Малыши и Осень» позволила познакомить детей с осенью как временем года, её характерными признаками, с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой. Продолжена работа над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи. Дети получили опыт общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Литература
1. Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет. Познавательное и социальное развитие» : М., ТЦ «Сфера», 2018
2. О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019г
3. Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2-3 лет. Методическое пособие/под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2014
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста» : М., изд-во «Мозаика-синтез», 2014
5. Интернет-ресурсы