Жирин Виталий
Образовательный проект «Малыши играют в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 поселка Незамаевский муниципального образования Новопокровский район
Образовательный проект
«Малыши играют в шахматы»
Срок реализации: 1 учебный год
Участники проекта : Дети старшей- подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ
Автор проекта :
инструктор по физической культуре Жирин В. Е.
2018-2019 учебный год
Публикация «Образовательный проект „Малыши играют в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы ведут к духовности, так как они заставляют нас понять, что существует борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, но в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат.
Вернар Вербер
Актуальность обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском
эффективных методов развития логического мышления у старших
дошкольников. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный
процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно
влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка,
повышение продуктивности его мышления.
Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что они хотели бы, что бы ребенок научился играть в шахматы в детском саду, 100 % родителей имеют общее понятие об игре в шахматы и готовы заниматься с ребенком дома, но не постоянно.
Цель:
Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи
Образовательные :
• -расширять кругозор;
• -пополнять знания;
• -активизировать мыслительную деятельность воспитанников;
• -учить ориентироваться на плоскости;
• -тренировать логическую память и мышление;
• -развивать наблюдательность и внимание.
Воспитательные: вырабатывать у воспитанников:
• -настойчивость;
• -выдержку;
• -волю;
• -спокойствие;
• -уверенность в своих силах;
• -стойкий характер;
• -развивать коммуникативные качества.
Эстетические:
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные.
Физические:
Побуждать уделять время физической культуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Основание для разработки
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы
В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
- от простого материала к сложному;
- от легкого к более трудному ;
- от известного к неизвестному;
- вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
План мероприятий по реализации проекта
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Форма организации Сроки проведения Участники Ответственный
Анкетирование родителей сентябрь родители Инструктор по ф\к
Собрать и изучить информацию о шахматной игре; заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта. сентябрь Родители Старший воспитатель, Инструктор по ф\к
Подборка литературы о шахматах, работа в сети интернет.
сентябрь Старший воспитатель, Инструктор по ф\к
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Форма организации Сроки проведения Участники Ответственный
Организация шахматного уголка в группе «Юный шахматист»; - Оснащение необходимым оборудованием (игральные наборы, наглядный материал); Весь период Родители, воспитатели Воспитатель группы
Оформление стенда для родителей: «Шахматное образование» октябрь родители Инструктор по ф\к
Подборка кроссвордов, лабиринтов по шахматному образованию Весь период дети Инструктор по ф\к
3 ЭТАП - ОСНОВНОЙ
Форма организации Сроки проведения Участники Ответственный
Совместная деятельность педагога и ребенка в режимных моментах
1 раз в неделю
дети
воспитатель
Разработка памяток для родителей на тему:
-«Шахматы, как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников»
- «Ребенку о шахматах» Весь период Родители, Инструктор по ф\к
Консультации для родителей:
-«Шахматы в дошкольном возрасте»;
Весь период родители Инструктор по ф\к
Конкурс детско-родительских поделок: «В мире шахматных фигур» февраль Дети - родители Инструктор по ф\к
Создание шахматного королевства май Родители, педагоги Старший воспитатель
Администрация ДОУ
Чтение сказок и легенд о шахматах
Весь период дети Воспитатели
Продуктивная деятельность
«Шахматная мастерская» :
-Декупаж «Шахматная доска»;
-Лепка из соленного теста шахматных фигур
-Рисование шахматных фигур (нетрадиционная техника рисования)
Весь период дети Воспитатели
Мастер-класс для педагогов «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников» март воспитатели Инструктор по ф\к
Шахматный турнир среди родителей март родители Старший воспитатель
Просмотр мультфильмов
- Смешарики «Шахматы»; Весь период дети Воспитатели
Шахматный турнир март дети Инструктор по ф\к
Игра в шахматы на прогулке Весь период дети Воспитатели
Шахматный турнир среди семейных команд март Родители и дети Инструктор по ф\к
4 ЭТАП - ИТОГОВЫЙ
Форма организации Сроки проведения Участники Ответственный
Семинар- практикум для руководителей и педагогов дошкольных учреждений Новопокровского района апрель Старший воспитатели района Старший воспитатель
Обобщение опыта работы детского сада по реализации проекта «Малыши играют в шахматы», Отчет о реализации проекта в СМИ, на сайте детского сада. август родители Инструктор по ф\к
Выпускной
«Бал в шахматном королевстве» май Музыкальный руководитель воспитатели
Ожидаемые результаты и перспективы:
Выполнение мероприятий проекта поможет в создании благоприятных условий для получения шахматного образования воспитанникам дошкольного учреждения.
Воспитанникам:
* расширение кругозора дошкольника, пополнение знаний, активизация познавательной и мыслительной деятельности;
* воспитание выдержки, воли, настойчивости, уверенности в своих силах, стойкого характера, коммуникативности ;
* участие родителей в жизни группы и детского сада благоприятствует их успехам;
* знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
* дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относиться к ним как к источнику знаний и опыта;
* взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
* раскрыть духовный и творческий потенциал, возможность адаптироваться в социальной среде.
Поможет родителям:
* наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах воспитания и развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы шахматного образования;
* раскрытие интересов внутреннего мира ребенка;
* формировать более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них;
* решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста;
* развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
* формируются навыки взаимодействия с собственным ребенком через совместную игровую деятельность;
* устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями;
* повышается правовая и психолого-педагогическая культура;
* развиваются духовные и культурные традиции;
* развиваются семейные увлечения.
Педагогам:
* выявление шахматных дарований среди воспитанников;
* возможность пропаганды семейных ценностей и сохранение семейных традиций;
* возможность использования увлечений, знаний и интересов родителей в процессе обучения воспитанников игре в шахматы;
* родители становятся участниками процесса воспитания, образования, эстетического и физического развития воспитанников;
* систематическое повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов и специалистов;
* обобщение и распространение передового педагогического опыта по новым формам работы с родителями в обучении дошкольников игре в шахматы.
Материалы сайтов:
-сайт https://2ls.ru.
-сайт https://royallib.ru.
Отчет реализации образовательного проекта «Малыши играют в шахматы»
Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.
Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что они хотели бы, что бы ребенок научился играть в шахматы в детском саду, 100 % родителей имеют общее понятие об игре в шахматы и готовы заниматься с ребенком дома, но не постоянно. Тема И поэтому в МБДОУ №30 в течение 2018-2019 учебного года был реализован образовательный проект «Малыши играют в шахматы». Участники проекта воспитанники ДОУ 5-7 лет, родители, педагоги ДОУ.
Были поставлены цели и задачи. Образовательная деятельность организовывалась 1 раз в неделю, при совместной деятельности педагога и ребенка в режимных моментах. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой : сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками. На образовательной деятельности детям давались творческие задания: нарисовать или слепить шахматную фигуру, шахматную доску, оформить декупажом доску. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что повышает эффективность обучения.
В рамках реализации образовательного проекта «Малыши грают в шахматы» организовывали: турниры по шахматам среди воспитанников, среди родителей и семейных команд, семинар- практикум для руководителей и педагогов дошкольных учреждений Новопокровского района, выпускной утренник «Бал в Шахматном королевстве». Проведённую работы по проекту освещали в СМИ. Организован кабинет, для совместной деятельности педагога и детей по шахматам, «Шахматное королевство».
Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2018-2019 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился с 20% до 60%. Дети стали играть в шахматные партии. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.
Инструктор по физической культуре МБДОУ № 30 Жирин Виталий Евгеньевич