Симакова Наталья
Проект «Маленький финансист» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому, он узнаёт «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и так далее
Публикация «Проект „Маленький финансист“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Ес-ли родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребе-нок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их ин-теллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье и откуда они берутся.
Цель проекта: создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, посредством раз-нообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию основ финансовой грамотности у до-школьников (понятия: деньги, бюджет, расходы, доходы);
- Совершенствовать коммуникативные качества детей в процессе разнообразных видов деятельности;
- Способствовать умению самостоятельно применять полученные знания при решении игровых кейс - ситуаций.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Предполагаемые результаты
• Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности своих детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей дошкольного возраста, пополнят свой педагогический опыт.
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• создание развивающей среды по теме.
2 этап - Реализация проекта:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной дея-тельности воспитателя с детьми.
ОД по познавательному развитию «Где живут деньги»
Программные задачи: создание условий для ознакомления детей с работой банка; познакомить детей с новыми словами, встречающимися в современной жизни и объяснить их значение; дать представление о работе банка; с помощью наглядного материала (банковская карта, сберегательная
книжка) дать представление детям, как пользоваться виртуальными
деньгами; познакомить детей с современными профессиями (кассир, кон-сультант, финансовый менеджер, охранник, специалист по кредитам, инкассатор); развивать познавательную активность детей; способствовать развитию внимания, мышления, связной речи; развивать коммуникативные качества в детях; способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию; воспитывать уважительное отношение к людям зарабатывающим деньги; воспитывать любознательность и умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать бережливость, честность.
ОД по познавательному развитию «История денежки»
Программные задачи: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повыше-ния их финансовой грамотности; научить понимать назначение денег; дать де-тям представление о денежной единице; показать путь
преображения денежной единицы от товара до современных денег; совершен-ствовать навыки счета на примере монет,
упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; воспитывать представления о сущности таких нравствен-ных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
ОД по рисованию «Витрина магазина»
Программные задачи: создание условий для формирования знаний о разнообразии оформления витрин магазинов, уметь их изображать в продуктивной деятельности
ОД по аппликации «Моя первая копилка»
Программные задачи: формирование у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажными и металлическими; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)
ОД по ручному труду, с элементами рисования «Кошелёк»
Программные задачи: дать детям понимание, что деньги должны лежать в одном месте – кошельке; вызвать желание сделать кошелёк из бумаги, используя технику оригами; раскрасить кошелёк восковыми мелками по своему замыслу.
ОД по обрывной аппликации «кошелёк» с элементами рисования
Программные задачи: развивать познавательный интерес по финансовой грамотности; закреплять понятие, что деньги не должны лежать где попало, а в определённом месте – кошельке; вызвать желание у детей сделать кошелёк способом обрывания с элементами рисования.
ОД по познавательному развитию «Семейный бюджет»
Программные задачи:формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление; раскрыть понятие «семейный бюджет» его основные источники; сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи.
Беседа с детьми «Электронные деньги»
Программные задачи: создание условий для знакомства с понятием «электронные деньги», научить детей совершать покупки в интернет – магазинах и без контактным способом.
Настольно – развивающая игра «Магазин»
Цель: создание условий для знакомства с понятием «электронные деньги», научить детей совершать покупки в интернет – магазинах и без контактным способом.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин продуктов»
Программные задачи: создание условий для формирования умений широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях (покупка, продажа, расход, доход)
Изготовление макета «Банкомат»
Цель: создание предметно – пространственной развивающей среды группы, использование макета для ролевых игр, для закрепления полученных знаний.
Альбом анкета «Моя копилка»
Цель: выяснить, у кого есть дома копилка, поделиться своими впечатлениями, в виде чего она, какие деньги лежат в копилке, где дети их берут, на что они их копят.
Фото - альбом с рассказами детей «Профессии родителей»
Цель: создание условия для закрепления знаний детей, о профессиях своих родителей, чем они занимаются на работе, какие у них обязанности, за что получают заработную плату.
Работа с родителями:
Консультация «Расскажите детям, что такое деньги и откуда они появляются»;
Рекомендации для родителей по финансовой грамотности их детей;
Беседа родителей с детьми «Расскажи ребёнку о своей профессии».
3 этап - итоговый:
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Цель: создание условий для формирования экономического кругозора, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности, как бережливость, деловитость; закреплять полученные знания по финансовой грамотности, умение высказываться не стесняться.
Результативность
- Дети приобрели первичный финансовый опыт, научились устанавливать элементарные разумные финансовые отношения в сферах жизнедеятельности.
- Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности своих детей.
- Педагоги систематизировали работу по формированию финансового опыта детей дошкольного возраста, пополнили свой педагогический опыт.
Список литературы:
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/