Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности:
познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.
Образовательная область: Социально-коммуникативная, Познавательная, Речевая, Художественно-эстетическая, Физическая.
Вид проекта: познавательный, художественно - эстетический.
Гипотеза
Публикация «Долгосрочный проект для детей второй младшей группы „Я маленький читатель“» размещена в разделах
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в работе с детьми использовать в системе, разнообразные приемы – чтение художественной литературы, речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста
Актуальность проекта.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтик», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Актуальность темы.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказки, потешки,стихи.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цели проекта:
Создание условий для формирования интереса детей к чтению через классическую детскую литературу.
Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок.
Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников.
Задачи проекта:
Образовательные:
Пробуждать интерес к чтению, к сказкам;
Организовать мероприятие популяризации чтения классической детской литературы
Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению
Познакомить детей со средствами художественной выразительности. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
Формировать умение пересказывать небольшие произведения
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев произведения и своё собственное;
Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.
Развивающие:
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
Воспитательные:
Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
Воспитывать у детей уважение к самому себе;
Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Работа с родителями:
Участники проекта:
- дети второй младшей группы,
- воспитатели группы,
-учитель-логопед
- родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.
Основные направления реализации проекта:
• НОД.
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместное творчество взрослых и детей.
• Оснащение предметно – развивающей среды.
• Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
В ДОУ будет создана обновлённая образовательная среда способствующая развитию интереса ребенка к чтению центр книги «Читаем вместе»
Дети познакомятся с русскими народными сказками, произведениями детских писателей
У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.
1 этап (подготовительный).
-разработка эскиза центра книги «Читаем вместе»
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-опрос детей «По страницам сказок», «Стихи А. Барто»,потешки
-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- разработка плана работы с родителями
2 этап (основной).
С детьми.
-Мониторинг интересов детей к детской классической литературе
1. Мини - проект «Мой любимый питомец» (см. Приложение)
2.«Мини-проект «Сказки о медведях» (см. Приложение)
3. Мини - проект «Книжки-малышки своими руками» (см. Приложение)
4. Мини- проект «Давайте поговорим о маме» (см. Приложение)
5. Мини-проект «Елочка - красавица» (см. Приложение)
6. Мини-проект «Птички-невелички» (см. Приложение)
7. Мини-проект «Курочка Ряба» (см. Приложение)
8. Мини-проект «Репка» (см. Приложение)
9 Прослушивание звукозаписей детских сказок.
10. Отгадывание загадок по сказкам, стихам, рассказам
11. Игры - драматизации по произведениям.
12. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.
13. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.
14. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
15. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
16. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.
С родителями.
Цель: Сформировать заинтересованность родительской общественности в возрождении лучших традиций семейного чтения
1. Консультация для родителей «В чём сила сказки?»
2. Анкетирование родителей «Какие книги вы читаете детям?»
3. Конкурс стенгазет «Я и моя читающая семья»
4. Создание книжек-малышек из сочинённых родителями дидактических пособий
Цель: формирование интереса детей к чтению, через изготовление книжек малышек
3 этап (заключительный).
1. Выставка «Наши книжки-малышки»
2. Флешмоб «Читаем вместе» с участием широкой общественности
3. Презентация опыта работы читательского клуба «Читающая мама – читающий ребенок»
4. Презентация форм работы с детьми в центре книги
5. Видеопрезентация клуба «Читающая мама - читающий ребенок»
6. Выставка организованная детьми и родителями «Моя любимая книга» в центре книги
План работы на год
-Анкетирование родителей, «Какие книги вы читаете детям?».01.10.18
-Разработка плана работы с родителями. 01.10.18
-Мониторинг РППС в ДОУ. 01.10.18
-Разработка эскиза центра книги «Читаем ВМЕСТЕ!» 01.10.18
-Мониторинг интересов детей к детской классической литературе 01.10.18
-Определение участников акции. 01.12.18г
-Запуск акции «Читаем ВМЕСТЕ!»01.12.18г
-Создание центра книги «Читаем ВМЕСТЕ!» 01.12.18г
-Сформированные детские группы по интересам к детской классической литературе 01.12.18г
- Организация читательского клуба «Читающая мама – читающий ребенок»12.12.18
-Флешмоб «Читаем ВМЕСТЕ!» с участием широкой общественности -01.04.19г
-Презентация опыта работы читательского клуба «Читающая мама – читающий ребенок» 01.04.19г
-Электронный сборник и интернет-страничка на официальном сайте ДОУ – акция «Читаем ВМЕСТЕ!» 01.04.19г
-Презентация форм работы с детьми в центре книги «Читаем ВМЕСТЕ!» 08.04.19г
-Организация детско – родительской выставки «Моя любимая книга» 10.04.19г
-Видеопрезентация клуба «Читающая мама - читающий ребенок» 15.04.19г
-Выставка организованная детьми и родителями «Моя любимая книга» в центре книги «Читаем ВМЕСТЕ!» 06.05.19г
-Центр книги «Читаем ВМЕСТЕ!» 15.05.19г
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Результативность проекта:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагогов; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь
Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуации полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении Видеопрезентация клуба «Читающая мама - читающий ребенок», приняли активное участие родителей в наполнении развивающей среды в группе. Педагоги группы получи положительные отзывы об организованной в ДОО выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Я маленький читатель»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Итог проекта: 8 мини - проектов,8 книжек –малышек, два печатных журнала, 13 иллюстраций к сказкам, 1 место в институциональном конкурсе стенгазет «Читаем вместе», 1 место в институциональном конкурсе «Лучший уголок книг».
Полученные продукты проекта:
1. Оформление читательского уголка в группе детского сада.
2. Сборник иллюстраций и героев любимых сказок
3. Создание (с помощью родителей) фотовыставок на тему: «Мой любимый питомец», «Моя мама», «Вместе с папой»
6. Сбор библиотечки на тему: «Книжки-малышки».
7. Инсценировки сказок «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба»,«Волк и семеро козлят», "Колобок"и т. д.
8. Театрализованные представления: «Осень в гости к нам пришла», «В гости к дяде Мишке», «Волшебные иголочки», «Репка», «Курочка Ряба», "Колобок", "Три медведя"
9. Дидактическая игра «Найди героев сказки».
10. Знакомство с творчеством И. Токмаковой
11. Приобретены костюмы и маски к сказка «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят» ит. д…
Используемая литература
1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой
3. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию
4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
5. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.
7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012
Приложения