Людмила Павлова
Проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап - Разработка проекта.
Цель проекта : формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
Публикация «Проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Мифы
Берёза. именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.
Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.
На Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.
Описание
Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами, которые так и называют - березовые.
Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. А вениками березовыми и сейчас в банях парятся. Берут веник, собранный из веток с зелеными листьями, и постукивают им по телу. Без всякого волшебства эта полезная процедура выгоняет из тела всяческие болезни.
Уважают и любят на Руси березку. Раньше в каждой деревне в начале лета праздник устраивали. Девушки украшали березы разноцветными ленточками, пели песни и водили хороводы. Сейчас в некоторых городах на Троицу похожие гуляния устраивают.
Познакомимся поближе
Березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева больше нет. А еще у березы бывает сок. Его собирают с приходом весны и до тех пор, пока не начнут распускаться почки, то есть до появления листьев. Что бы получить сок, в коре делают надрез. По капелькам в нем собирается влага. Сок прозрачный, слегка сладковатый на вкус. Можно найти соломинку, которую легко получить из сухой травинки, и попить березовую водичку через нее. После нужно прикрыть надрез кусочком мха, чтобы сок просто так не стекал на землю.
Весной на березе первыми появляются сережки, а потом уже распускаются листья. Сережки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае береза зеленеет. А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Упадет семечко на землю, из него вырастет новая березка.
Осенью листья начинают желтеть. В это время рядом с деревьями грибники находят подберезовики. Подберезовики – ценные грибы, вкусный суп из них получается, и жарить их можно. Эти грибочки не только любят расти рядом с березами, но и похожи ни них. Ножка у подберезовика белая с черными полосками.
Береза полезна человеку не только соком и растущими под ней подберезовиками. Самые лучшие дрова – березовые. По сравнению с другими, при их горении выделяется больше тепла. Из древесины делают фанеру, игрушки. Из коры получают особое вещество – деготь. Он входит в состав мазей для лечения ран. Верхний слой коры называется – берестой. Когда-то на Руси береста играла роль бумаги, на ней писали. Народные умельцы из бересты делают очень красивые лукошки, корзинки, коробки.
Стихи
Стихи о берёзе детям
Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. Берёза – муза поэтов. О ней много написано и в стихах и в прозе. Русская белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками… Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили её столько замечательных строк…
«Березка тонкая, подросток меж берез…»
Автор: Самуил Маршак
Березка тонкая, подросток меж берез,
В апрельский день любуется собою,
Глядясь в размытый след больших колес,
Где отразилось небо голубое.
***
«Берёзы»
Автор: Н. Рубцов
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
***
«Берёза»
Автор: С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
***
«Золотая трава»
Автор: А. Барто
В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?
И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».
***
Из стихотворений Е. Трутневой
…Берёзы, как в праздник,
Серёжки надели.
Цвести и расти
Собралась бузина.
Куда же, скворцы,
Воробьишек вы дели?
Да вон они!
Снова в гнезде у окна…
…В гуще сада на берёзке
Ветка дрогнула слегка, —
Там таится горихвостка
Под листком от ястребка…
…Осторожные берёзы
Прячут листья от мороза:
Вдруг опять придёт старик!
Он, мороз, шутить привык…
…И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой…
«Берёза»
Автор: И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску :
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А. Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Пословицы о березе
Пословицы и поговорки о березе наглядно демонстрируют любовь человека к белоствольной красавице, символу России.
И береза наряжается.
Бела береза, да деготь черен.
Яблоко к подножию березы не упадет.
Березой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, так и березняк.
Береза не угроза – где стоит, там и шумит.
Ельник, березник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?
Горячему охотнику и березовый пень зайцем.
Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.
Каковы березки, таковы и отростки.
Я тебя, березонька, не хаю, не хвалю.
Скрипучая береза дольше стоит.
Практика
Развитие речи и продуктивная деятельность.
Тема: «Рассматривание пейзажной картины».
(Архип Куинджи «Березовая роща» - две репродукции, по выбору воспитателя или Исаак Левитан «Березовая роща»)
Задачи. Связная речь: формировать у детей умение правильновоспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
словарь: упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
звуковая культура речи : учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.
Материал: репродукция картины.
(Занятия по продуктивной деятельности – на выбор воспитателя).
Лепка.
Тема: «Береза кудрявая».
Цель: развитие фантазии и творческого воображения детей; совершенствование приемов лепки.
Материалы для занятия: пластилин, дощечки или клеенки, бросовый материал, стеки.
Лепка декоративная рельефная.
Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья».
Задачи. Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.
Материал. Пластилин (глина, соленое тесто, картонные или керамические формы для будущих лепных композиций, стеки, салфетки.
Аппликация
Тема: «Листочки на окошке» (витраж).
Задачи. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками, наносить жилкование (карандашами, фломастерами). Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних цветосочетаний, развивать описательную речь.
Материалы. Цветная бумага «летних» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; картон или плотный лист большого формата, затонированный заранее голубым цветом; краска-гель или цветные карандаши, тонкие фломастеры для прорисовки жилкования.
Аппликация.
Тема: «Березка» (работа в технике обрывания). Цель: учить детей нетрадиционному видению привычных вещей, развивать воображение, фантазию; отрабатывать приемы обрывания и наклеивания.
Материалы для занятия: цветная бумага.
Рисование по представлению
«Береза в нашем детском саду».
Задачи. Учить рисовать березу, передавая характерные особенности строения ее ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Материалы: бумага белого, серого, голубого цветов, гуашь, незавершенные рисунки воспитателя, выполненные для показа техники рисования дерева. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».
Дидактические игры
«Найди листок березы» - на развитие логического мышления, развитие умения классифицировать.
«Назови слово» - на упражнение детей в подборе определений предмета, умении выделять главное, развивать логическое мышление.
«В магазине «Семена» - знание семян деревьев данной местности; группировка семян, принадлежащих одному дереву.
«К названному дереву – беги!» - тренировка в быстром нахождении названного дерева.
«Найди дерево по семенам» - найти целое по части.
«Какое дерево лист потеряло?» - совершенствование зрительной памяти дошкольников.
«Закончи фразу» - упражнять в образовании падежных окончаний (Это (что) береза; стоит (около чего) около березы; бежим (к чему) к березе;; можно влезть (на что) на березу; спрятались (где) за березой; разговариваем (о чем) о березе.
«Подбери «слова-приятели» - упражняться в подборе синонимов к предложенным словам (грустная –печальная).
«Наоборот» - развивать сообразительность, быстроту мышления.
«Когда это бывает?» - уточнить (закрепить) знания о внешнем виде березы в разное время года; развивать внимание, быстроту мышления.
«Что сначала, что потом?» - уточнить знания детей о последовательности сезонного развития березы.
«Дополни предложение» - развивать речевую активность, быстроту мышления.
Работа с родителями
1. Экскурсия родителей с детьми в осенний парк, рассмотреть во время прогулки березу, познакомить с семенами березы
2. Собрать гербарий из листьев березы
3. Сделать поделку из природного материала, используя листья березы
4. Рассказать какую пользу приносит береза
5. Аппликация из засушенных листьев. «Осенний букет»
6. Выучить стихотворение о березе