Татьяна Мартынец
Проект «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Проект
«Люблю березку русскую»
для детей старшей группы № 2 «Звоночки»
Разработчик:
Мартынец Т. Р.
воспитатель
г. Советский, 2018 г.
Паспорт проекта
Полное наименование проекта «Люблю березку русскую»
Публикация «Проект „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Темочки
Тип проекта Познавательно-исследовательский
Цель проекта • Формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям, способность чувствовать её красоту
Задачи проекта :. 11. Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. 2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздники.
3. 3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).
Образовательные области Социально – коммуникативное развитие:
- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками.
Познавательное развитие:
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о себе, объектах окружающего мира.
Речевое развитие:
- включает владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматической правильной речи.
Художественно - эстетическое развитие:
- включает «Художественно - эстетическую деятельность», «Музыкальную деятельность».
Физическое развитие: развитие игровой деятельности
Период продолжительности краткосрочный
Ожидаемые результаты
Для детей
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.
Для педагогов
1. Повышение профессионального мастерства
педагогов в умении использовать проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
2. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для родителей
1. Появится заинтересованность в познавательной, игровой деятельности своих детей.
2. Становятся активными участниками образовательного процесса.
Для ДОУ 1. Повышение эффективности и качества образовательного процесса.
2. Обеспечение современных требований развития дошкольника.
3. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на развитие воображения и творческой активности дошкольников, формирование у дошкольников познавательной, игровой деятельности.
Участник проекта Педагоги, родители, дети
Пояснительная записка
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть — береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Гипотеза. Я предполагаю, что берёза является символом России потому, что является любимым деревом многих россиян, поэты пишут о ней стихи и песни, а художники пишут картины. Это дерево очень красивое, привлекает своей красотой и необычностью. Наверное, в нашей стране берёз больше, чем в других странах. Все дети любят петь, играть во всевозможные игры, водить хороводы, отгадывать загадки, поэтому мы и решили посвятить нашу исследовательскую деятельность «узнаванию» такого родного дерева, как берёза.
Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае мы, взрослые должны помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Актуальность проекта.
С давних времен береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к Родине, но и с ее многочисленными полезными свойствами. Да и как не любоваться этим удивительным и неповторимым деревом! Его светло-изумрудной зеленью распускающихся весной листочков, изящностью белых стволов, увенчанных зеленой косынкой! Это дерево настолько привычно, что мы порой его незаслуженно не замечаем. А ведь это удивительное, загадочное, хранящее много тайн дерево, которое занимает такое важное место в жизни человека.
Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что береза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны - важность и необходимость ознакомления детей с символом родной природой, формирование у детей любви и бережного отношения к ней, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Мне бы очень хотелось доказать, что береза - одно из самых лучших растений в мире.
Проблема. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о его значении в жизни человека.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у детей сформируется представление о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о пользе берёзы для человека, о бережном отношении к природе.
Новизна идеи состоит в том, что в наше время экологическое воспитание дошкольников самая главная проблема. Объяснить детям, научить их любить и уважать природу, что бы в будущем они не были безразличны к ней. Каждый ребенок должен знать, что если мы не будем бережно относиться к природе - нас ждет экологический кризис.
Мы - люди, должны помогать природе. Дети должны знать, что вырубка лесов, загрязнение воздуха, уничтожение редких растений, пожары лесов, ведут нашу планету к экологическому кризису. В этом проекте хочется научить детей увидеть красоту природы, рассказать о красавице русских лесов, как ее воспевают в песнях, пишут о ней стихи.
Формы и методы работы:
Наглядный – рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, видеороликов с изображением берез, наблюдения, презентаций
Словесный – беседы с детьми, чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок
Практический - дидактические, настольные, подвижные игры
Этапы проекта
I этап – подготовительный:
№ Мероприятия Период Результаты
1 Определение объекта изучения.
Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки, дидактического материала по теме проекта. сентябрь, 2017 г.
Знание требований к организации проекта
2 Экспертиза материала педагогами сентябрь, 2017 г. Проведена экспертиза материала по теме
3 Анализ потребностей сентябрь, 2017 г.
Выявление потребностей детьми
4 Отбор методического, материально – технического обеспечения и содержания деятельности сентябрь, 2017 г.
Подобран методический материал, материально – техническое обеспечение в соответствии с темой
5 Определение места в реализации образовательных программ, областей сентябрь, 2017 г. Определены образовательные области
6 Разработка проекта сентябрь, 2017 г.
Разработан план, через который осуществляется реализация проекта
II этап - основной:
№ Мероприятия Период Результаты
Образовательная область «Речевое развитие»
1 1. Чтение сказки «Как коза избушку построила»
2. Чтение стихотворений
К. Паустовский «Подарок»,
3. Л. И. Горошкина «Березка»,
4. Л. Н. Сурнина «Песнь березе»,
5. Бианки «Волшебная берёза»
6. Заучивание стихотворений
А. Прокофьева «Люблю березу русскую»,
П. Воронько «Береза»
Чтение стихотворений: И. Ищук «Береза», И. Наумов «Российская березка», Н. Чупрова «К березке»
сентябрь,
2017 г. -
Формируется умение воспринимать литературное произведение, поддерживать беседу, отвечать на вопросы
2 Беседы:
«Народная любимица – береза»
«Береза нам строить и жить помогает».
сентябрь, 2017 г.
Развивается диалогическая речь, формируется умение правильно применять грамматические формы
слов, четко произносить слова, обогащается и активизируется словарь.
3 Разучивание пословиц, поговорок о березе
Загадки, народные приметы сентябрь, 2017 г.
Расширение кругозора и обогащение словарного запаса.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Рельефная лепка: «Береза в лесу»
2. Рисование «Береза – русская красавица», «Осенняя берёза»
4. Аппликация из обрывной бумаги «Белоствольная красавица»
5. Конструирование «Берёзонька»
сентябрь, 2017 г.
. Воплощение умений и знаний детей в творческих работах, полученных в практической деятельности, формируется творческое воображение
4 Рассматривание альбомов и иллюстраций, картин русских художников :
А. Куиджи «Березовая роща»,
И. Шишкин «Летний пейзаж с березкой»
сентябрь, 2017 г.
Расширение представлений детей о профессиях, использующих в сюжетно – ролевых играх.
5 Слушание
1.«Ах, ты, береза» Раухвергера.
2. Пение "Белая березонька" сл. и муз И. Осокина
3. Народные хороводы «Во поле березонька стояла» р. н. м.,
«Ой, да у дороженьки», «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная»
сентябрь, 2017 г.
Развитие у детей выдержки, умение двигаться
по сигналу, ориентировка в пространстве, ловкость и умение выполнять движение по сигналу,
упражнять в беге
с увертыванием.
Образовательная область «Физическое развитие»
6 Подвижные игры:
1.«Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы, «Кто быстрее соберет березовые почки».
2. Психогимнастика «Я похожа на березу»
3. Утренняя гимнастика «В гости к березке»
сентябрь, 2017 г. Развитие чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, эмоционально–образного восприятия, формирования у детей понятия: символ нашей Родины
Образовательная область «Познавательное развитие»
7 Дидактические игры:
1.«Найди листок березы»
2.«Закончи фразу»,
3.«Подбери «слова-приятели»»,
4.«С кем дружит береза?»,
5.«Что сначала, что потом» сентябрь, 2017 г.
Развивается пространственное мышление, речь формируется воображение
1. НОД «Эта удивительная береза»
2. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
сентябрь, 2017 г. Развивается познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширяется кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.
9 Взаимодействие с родителями
Оформление папки - раскладушки «Люблю березку русскую» (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы)
Составление сборника литературных произведений (поэты и писатели о березке)
Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе («Ай да береза!») (совместная работа детей, родителей и воспитателей)
Консультации «Секреты бересты и березы»
«Как научить ребенка любить и охранять родную природу»
сентябрь, 2017 г. Вовлечение родителей в образовательный процесс, обогащение РППС
Повышение родительской компетентности о значимости березы
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
III этап - заключительный:
№ Мероприятия Период Результаты
1 Развлечение «Во поле березка стояла»
Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»
Изготовление папки-раскладушки «Люблю берёзу русскую
сентябрь, 2018 г. Создание презентации проекта
2 Распространение опыта сентябрь, 2018 г. Трансляция презентации
Вывод: в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я уверена, что проведенная работа поможет детям испытывать гордость и уважение к русской березке, научит любоваться родной природой, бережно к ней относиться. В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему оно является символом России.
Литература
1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
4. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
5. https://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
6. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
Приложение
Народные приметы.
1. Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
3. Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
4. Если на березках много серег – к урожаю гороха.
5. Если весною на березе много почек – просо будет обильное.
6. Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.
7. Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.
8. Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.
9. Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.
10. Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.
11. Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.
БЕРЁЗКА.
Автор: П. Воронько
У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.
Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.
Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А. Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«Во поле береза стояла»
Оформление зала: на центральной стене – панно «Березовая роща», в центре зала – бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.
Цель: создать праздничное настроение у детей и родителей.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
-способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа; всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства, любовь к природе, родному краю.
Предварительная работа: знакомство с народными играми; отгадывание загадок; рассматривание сюжетных картинок «Деревья нашего края»; разучивание потешек, поговорок, считалок, стихов о березе; просмотр презентации «Березка русская».
Материал и оборудование: шапочки для театрализации: мышка, заяц, кошка, медведь; мультимедийная презентация; музыкальные инструменты: колокольчик, ложки, бубен, барабан; муляж березки; разноцветные ленты, листья, корзинки
Ход праздника:
Ведущая:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоет!
Хоровод вокруг березки с лентами «Белая березонька»
В: - К березке ближе подойдем. И ветки лентами завьем.
Ведущая и дети украшают березку разноцветными лентами.
В: - Средь сосен суровых меж темных ракит,
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
В: - Ребята, посмотрите на это дерево. Кто сможет сказать, как оно называется?
Д: - Березка.
В: - А как вы догадались, что это березка?
Д: - У нее белый ствол и черные полоски на нем.
В: - А что говорят в народе о ее ветвях?
Д: - Ветви у березы кудрявые.
Беседа о листочках, о корне, о прическе.
В:- Ветер ласковый клонит березу, Ветер сильный клонит ее до земли.
В: - Ребята посмотрите, сколько листочков осыпалось с деревьев. Давайте поиграем с вами в игру «Ветерок».
В: «Ветер, ветер зашумел, листик с дерева слетел.
Лист березовый возьмем и в лукошко отнесем».
Звучит музыка. Проводится игра «Ветерок».
В: - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. А теперь давайте присядем около березки и расскажем о ней стихи, которые вы сочинили с родителями.
Дети рассказывают стихи о березе.
В: - Много песен о березе спето,
Много танцев танцевал народ
Вот и мы, у белоствольной,
Заведем сегодня хоровод.
(Хоровод вокруг березки с лентами «Во поле березка стояла»)
В: - Хоровод мы отводили,
Березку лентами укрыли!
(Ведущий и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами)
В: - Ветками березка
Машет на опушке
И приветы шлют нам
Милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты».
В: - Собрались музыканты
На зеленый лужок,
Принесли музыканты –
Кто гармошку, кто рожок.
Под русскую народную мелодию к березке подходят участники инсценировки (мышка, кошка, медведь, заяц).
В: - Сколько музыкантов – Столько и талантов!
Мышка: Я - мышка на пригорке
Пляшу я возле норки,
Колокольчиком звеня,
Всех в округе веселя!
(Мышка звонит в колокольчик и приплясывает).
Кошки: - Мы две веселых кошки,
Мы взяли в лапы ложки.
Заиграли, зазвенели,
Сразу все повеселели! (Играют на ложках).
Медведь: - Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него –
Не услышишь ничего! (Бьет в бубен).
Заяц: - Бом-бом, бам-бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл - и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс! (Играет на барабане).
В: - Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.
Выходите, малыши,
Попляшите от души!
Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.
В: - Поплясали дружно –
Отдохнуть всем нужно. (Дети садятся на свои места).
Звучит веселая музыка, в зал на игрушечной лошадке-палочке въезжает Петрушка.
Петрушка: - А вот и я, ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки-хохотушки!
- Я – ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хорошая ли у меня лошадь? (Показывает).
Ведущая и дети хвалят лошадку.
Петрушка: - А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запрягал? Д: - Да!
Петрушка: - Ну-ка, где мой платочек! (Достает платок и завязывает себе глаза.) Вот так я ее и ловил, с завязанными глазами.
В: - Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!
Игра «Жмурки с Петрушкой».
В конце игры ведущая подает Петрушке его лошадь.
Петрушка: - Наконец, ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под березкой, отдохну
Да послушаю тишину! (Садится под березкой, дети – на стульчиках).
Из-за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается.
В: - Кто-то песенку поет, Кто-то в гости к нам идет!
Матрешка (входя в зал) : - Это я, Матрешка, песенку пою,
Это я, Матрешка, в гости к вам иду! У меня, Матрешки, резвые ножки,
Не хотят стоять на месте. Попляшите со мной вместе!
Исполняется «Маленькая полечка» Д. Кабалевского.
Матрешка: - А теперь пора нам с березкой прощаться
В: - И в детский садик возвращаться.
Хоровод «Березка»
Березка и Петрушка прощаются с детьми и дарят им подарки: для девочек – плоскостные Матрешки с конфетой в кармашке, а для мальчиков –Петрушки.