Получи документы

«Люблю березку русскую». Проект по ознакомлению с миром природы (3 фото)

Галина Статина
«Люблю березку русскую». Проект по ознакомлению с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет о реализации проекта по ознакомлению с миром природы «Люблю березку русскую…»

Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17»

Авторы проекта : воспитатели средней группы № 1 Маева М. Я., Статина Г. Д.

Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год

Белая береза, детский сад и дом-

Это все мы с детства Родиной зовем…

Публикация «„Люблю березку русскую“, Проект по ознакомлению с миром природы» размещена в разделах

Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практическая, познавательно-исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Ребенок может наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.

В любом городе, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты. И вот таким природным объектом для нашей группы стало дерево береза.

Наш экологический проект называется «Люблю березку русскую…».

Вид проекта познавательно – исследовательский.

Участники проекта : воспитанники средней группы № 1, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Цель:

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Формировать обобщенное представление о деревьях и о березе в частности.

2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;

3. Формировать практико - деятельностное отношение к окружающей среде;

4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни;

6. Формировать образное мышление, эмоциональное отношение к природе;

7. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

8. Осуществить наблюдение за березой в разное время года.

Предполагаемые результаты:

• Воспитание эмоционального, бережного отношения к природе;

• Умение видеть красоту окружающего мира;

• Навыки экологически грамотного поведения в природе и быту;

• Эмоциональное развитие ребенка в целом;

• Умение логически мыслить, обогащение словаря, наблюдательность, любознательность, интерес детей к познавательной деятельности.

Проектная деятельность.

I этап. Подготовительный.

1. Создание творческой группы по реализации проекта : воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

2. Изучение методической литературы по данной теме для актуализации и обогащения педагогических знаний.

3. Составление плана работы.

4. Подбор методической и художественной литературы. Изготовление наглядного и дидактического материала.

5. Изучение уровня знаний детей по теме.

II этап. Содержательный.

1. Экскурсия по территории детского сада – «…и снова осень наступает». Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.

2. Беседы о деревьях и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни:

а) Знакомство с деревом:

• Какой высоты дерево?

• Какова ширина ствола дерева?

• Есть ли у дерева соседи?

• Есть ли у дерева «детки»?

• Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года (в сухую погоду, после дождя?

• Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?

• Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?

Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

• Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?

• Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Сделать паспорт дерева.

в) Птицы, связанные с деревом.

Дерево – это столовая и дом для многих птиц. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

г) Почва. (Постановка проблемной задачи с целью активизации мыслительной деятельности детей)

В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

3. Опытно-экспериментальная деятельность:

• Кто обитает в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Живые организмы улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.

• Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.

• Осадки (снег, дождь, иней).

Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.

Значение осадков в жизни деревьев. Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

4. Рассматривание иллюстративного материала по теме.

а) Знакомство детей с произведениями русских художников пейзажистов:

• И. И. Левитан «Золотая осень»;

• А. И. Куинджи «Березовая роща»;

• И. И. Шишкин «Ручей в березовом лесу»;

• А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

• И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Цель: приобщать детей к восприятию произведений искусства, вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.

б) Рассматривание фотографий, отображающих березу в разное время года.

5. Изобразительная деятельность

а) Рисование березки в разное время года.

б) Аппликация на тему: «Осенний ковер».

в). Пластилинография на тему: «Березка осенью».

6. Заучивание стихотворений:

• Е. Трутнева «Осень»,

• С. Есенин «Белая береза»,

• Ф. Тютчев «Первый лист»,

• А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Цель: развивать интонационную выразительность речи, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.

7. Чтение художественной литературы:

• В. Рождественский «Березка»,

• Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,

• И. Радужная «Зимний сон берез»,

• Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,

• В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,

• В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»,

• С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,

• А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

8. Прослушивание музыкальных произведений

Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,

Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,

Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

8. Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.

Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.

9. Игровая деятельность

а) Дидактические игры:

«Подбери слово» (к слову березовый,

«Какая береза (подбор прилагательных,

«Найди дерево по описанию»,

«Полезно – вредно»,

«Наряди березку» и т. д.

б) Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Золотые ворота», «Кто быстрее добежит до березки», «Золотые ворота», «Ручеек», «Найди свою березку».

10. Динамическая пауза: «Березка на ветру».

11. Взаимодействие с родителями:

Познакомить родителей с проектом, его целями, задачами;

• Консультирование родителей на темы6 «Детское экспериментирование в экологическом воспитании», «Как воспитывать любовь к природе», «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье» и т. д.

• Выставки фотографий, детских работ и оформление стендов в приемной группы на данную тему.

• Совместное изготовление атрибутов и подбор наглядного материала для проведения досугов, праздников.

• Активное участие во всех мероприятиях в рамках проекта.

• Участие родителей в посадке деревьев на участке детского сада.

• Совместные с родителями походы в лес, парк, на природу.

12. Труд на участке и в природе :

— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;

— изготовление кормушек для птиц;

— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).

— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

13. Занятие «Береза-русская красавица»».

3 этап. Заключительный (итоговый).

1. Викторина «Что мы знаем о березе

2. Литературно-музыкальный досуг «Березка белая моя…»

3. Праздник с участием родителей воспитанников «Березкино новоселье».

Итоги проекта :

В ходе реализации проекта были созданы благоприятные педагогические условия для повышения уровня экологической культуры детей и родителей, для формирования экологически грамотного поведения в природе и быту, а также для развития у детей любознательности, наблюдательности и умения логически мыслить.

В результате сравнительного анализа показателей педагогического мониторинга знаний детей, соответствующих теме проекта, на начальном и заключительном этапе проекта позволил сделать следующие выводы:

• Значительно повысился уровень знаний детей о березе и о пользе, приносимой человеку;

• Дети проявляют больше интереса к познавательно-исследовательской деятельности;

• У детей появился осознанный интерес к произведениям художественной литературе и искусства.

Проведенный педагогический мониторинг и его результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате реализации проекта его цели и задачи были достигнуты.

Взаимодействие с родителями.

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта. Убедить

родителей о необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.

2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.

3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о выбранном дереве (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).

4. Совместные и семейные экскурсии в лес.

5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования березы, игры во время отдыха на природе, на даче.

6. Провести родительское собрание на тему «Экологическое воспитание старших дошкольников».

7. Анкетирование на тему «Экология города».

8. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки на тему «Это волшебное дерево».

9. Участие в празднике «День березки».

«Люблю березку русскую». Проект по ознакомлению с миром природы

План наблюдений за березой

Сентябрь

1 неделя: Найти березу на площадке. Их много. Выбрать дерево для постоянного наблюдения, дать «имя». Сравнить части нашего тела и дерева. Какой высоты березка? Обнять ствол.

2 неделя: Выяснить что нужно дереву для роста? (Вода, тепло, свет, воздух, земля). Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое.

3 неделя: Познакомиться с соседями нашей березки – осиной и рябиной. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?

4 неделя: Рассмотреть листья березы. Много их или мало? Какого они цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наша одежда? Обвести контур листа пальчиком: какие у него края (зубчатые, гладкие? Кончик острый или тупой? Собрать листья, положить их сушить. Полюбоваться красотой осенней березки.

Октябрь

1 неделя: Рассмотреть кору. Погладить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна одежда? Кора – это одежда у березы, называется береста. Понюхать, чем пахнет ствол? Посмотреть на верхушку дерева, какого цвета верхняя часть ствола?

2 неделя: Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни.

3 неделя: Продолжать рассматривать листья. Найти разные по величине и окраске листья березы. Сравнить размер и форму березового и осинового листа. Собрать разноцветные листья для сушки.

4 неделя: Исследовать березу в разную погоду (дождливую, солнечную, морозную). Каким живым существам березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Ноябрь

1 неделя: Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет березе под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой).

2 неделя: Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла).

3 неделя: Выяснить, как человек использует березу?

Березовые дрова самые лучшие для печи: дают много жара и долго не прогорают – не то, что осиновые или еловые.

• Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду.

• Из бересты народные умельцы мастерят туеса, короба и различные интересные вещи.

4 неделя: Продолжать выяснять с детьми, как человек использует березу.

• Из веток березы плетут корзины, делают веники и метлы.

Березовый веник в бане все хвори из больного человека выгоняет. Из березовых почек приготовляют лекарства от многих болезней.

• И сок у березы вкусный и полезный!

• А сколько грибов в березовом лесу!

Береза – людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.

Декабрь

1 неделя: Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая и грязная?

Помогает ли снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

2 неделя: Повесить на березу кормушку. Объяснить, что дерево – это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы и т. д.

3 неделя: Понаблюдать за березой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой снег? (Холодный, мокрый, сыпучий,) Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что превращаются снежинки на ладошке?

4 неделя: Приготовить подарки для березки к Новому году – цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, прочитать стихотворение «Белая береза» С. Есенин.

Понравились ли березке подарки?

Январь

1 неделя: Наблюдение за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает береза зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ей ветер? Понаблюдать, как качаются, гнутся ветки. Какая погода больше нравится березе : ветреная или безветренная?

2 неделя: Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду?

3 неделя: Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза». Прочитать дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее настроение в это зимний, холодный день?

4 неделя: Наблюдение за березой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Как помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их). Измерить снег палочкой, как в декабре, и сравнить результаты.

Февраль

1 неделя: Наблюдение за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый).Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи? (Вспомнить опыт проведенный в декабре. Повторить).

2 неделя: Наблюдение за стволом и ветками березы. Сравнить ствол и ветки со своим телом: ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками) Ствол тонкий. Затем обнять осину. Какой у нее ствол? Толстый.

3 неделя: Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому дети одеты в шубы и валенки) Обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева) Чем они там занимаются? (Спят)Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях.

4 неделя: Наблюдение за деревьями. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

Март

1 неделя: Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

2 неделя: Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее)

3 неделя: Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижаться щечкой) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовать кору и вспомнить предыдущие исследования.

4 неделя: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У ствола деревьев) Березка хочет «пить», другие деревья тоже. ( Посмотреть на ее соседей: осинку, рябинку) Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березы, сравнить с предыдущими результатами.

Апрель

1 неделя: Наблюдение за почками. Березка проснулась, и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: гладкие, клейкие, маленькие? Чем они пахнут? Знают ли дети о целебных свойствах березовых почек? Проследить, как из почек появляются листочки.

2 неделя: Наблюдение за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду) Выяснить, куда бегут ручейки, по направлению к березкам или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к нашей березке? А к другим деревьям?

3 неделя: Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить какими они были осенью (посмотреть гербарий, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет.

4 неделя: Обсудить с детьми, любит ли березка дождь. Может ли дождь напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким – нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут укрыться? (Под листьями, в трещинках коры) Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Май

1 неделя: Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками, сначала сверху, потом снизу. Какой он: гладкий, шершавый, колючий? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край, ровный или с выемками?

2 неделя: Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке?

3 неделя: Проверить перед дождем, не появились ли возле березки дождевые черви. Понаблюдать, как они ползают, потрогать их. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают дереву помощь. Если червяк окажется на тропинке, перенести его под дерево, чтобы никто на него не наступил.

4 неделя: Провести праздник «День березки». Песни, пляски, игры вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко», «дождик».

Рассказы детей о березе

Литература

1. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.

2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

Фото «Люблю березку русскую»
. Проект по ознакомлению с миром природы - фото
Публикации по теме:

Проект «Люблю березку русскую» Содержание: 1. Актуальность темы. …. 3-5 2. Тип проекта…. 5 3. Цель и задачи проекта…. 6 4.

Мастер-класс. Опыт работы по проектной деятельности в работе с детьми средней группы «Люблю березку русскую» Мини-музей, как результат совместной работы с родителями в рамках проектной деятельности В последние годы усиливается тенденция инновационных.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Люблю березку русскую»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Люблю березку русскую» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вешкаймский детский сад "Рябинка" Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию.

НОД «Люблю березку русскую» для средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Эта удивительная берёза» Цель: формирование у детей.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Конспект НОД с презентацией «Люблю березку русскую» Цель занятия уточнить представления о значимости березы в природе и жизни человека. Задачи: - закреплять знания о деревьях родного края,.

Проект по патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую» для детей старшей группы Проект по патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую» Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: творчески-игровой.

Проект в средней группе «Люблю березку русскую»Проект в средней группе «Люблю березку русскую» Проект в средней группе на тему: «Люблю березку русскую». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: педагоги,.

Сценарий праздника «Люблю березку русскую». Сценарий праздника «Люблю березку русскую». Ведущая С чего начинается Родина? Наверное с белых берёз! С их царства, сквозного, молочного.

Экологический проект «Люблю березку русскую» для старшего дошкольного возраста Экологический проект "Люблю березку русскую" Березка белая, березка чистая, Всегда веселая, всегда лучистая. К теплу и свету ветвями тянется,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люблю березку русскую». Проект по ознакомлению с миром природы
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 10:40
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Люблю березку русскую». Проект по ознакомлению с миром природы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Статина (УИ 1733740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД