Каюрова Елена Григорьевна
Проект «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность темы. …. 3-5
2. Тип проекта…. 5
3. Цель и задачи проекта…. 6
4. Содержание проекта… 7
5. Этапы проекта…. 8-10
6. План мероприятий…. 10-11
7. Дополнительный материал… 11-12
8. Анализ исполнения проекта…. 12-13
9. Выводы…. 14
10. Заключение… 14-15
11. Диагностика уровня знаний детей… 15-18
12. Литература … 19
Публикация «Проект „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Темочки
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Актуальность темы.
В конце ХХ века на одно из первых мест по значимости выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. К этому времени основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. Плоды цивилизации все больше и больше входят в нашу жизнь, вследствие чего изменилось и наше поведение: мы стали брать от природы все, что нам кажется необходимым, ничего не отдавая взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней, поэтому не имеет возможности увидеть проявление законов природы в своей обыденной жизни. Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Наша задача вырастить экологически грамотного человека, заботливо относящегося к природе, которая является жизненно необходимым источником для человечества.
Тема энерго- и водосберегающих технологий, раздельного сбора мусора заботит многих ученых и специалистов различного уровня. Оценив всю сложившуюся ситуацию и обсудив ее в коллективе, мы отдали приоритет теме воспитания экологически грамотного дошкольника. Так как она является одной из актуальнейших на данный момент.
Рассмотрев существующие системы экологического воспитания, выбрали за основу международную программу «Эко/Школы «Зеленый флаг». Данная программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил поведения в природе, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Малыш неосознанно учится любить: любить маму, папу, друзей. И очень хочется, чтобы он полюбил свой родной край и его природу. Ведь тому, что любишь и бережешь, никогда не причинишь вреда.
Однажды, когда мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада. Они меня спросили: «А почему около нашего детского сада растут березы и не одна?». Я ответила, что берез много не только около нашего детского сада, но и во всей России. Люди называют ее красавицей русских лесов. Это одно из почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Мой ответ удивил детей, и тогда я предложила детям поближе познакомиться с деревом. Узнать, почему же так любит русский народ березку.
Учитывая то, что береза распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе. Помочь детям увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Тип проекта :
- информационный;
- исследовательский;
- творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (месяц)
Предмет исследования: береза.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта.
- Воспитание любви к природе родного края, желания сохранять ее.
- Воспитание патриотических чувств.
- Формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью.
- Развитие творческих способностей воспитанников.
Задачи проекта.
- Сформировать у детей представления о жизни березы, как живого существа, символа страны.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Содержание проекта.
1. Провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления.
2. На основе наблюдаемого объекта провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представления детей о березе.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
- подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть;
- подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания;
- подбор сюжетных картинок;
- подбор дидактических игр;
- подготовка папки-передвижки.
2 этап:
Познание:
- наблюдения на прогулке «Встреча с русской красавицей»;
- «Во поле березка стояла» - символ нашей Родины;
- «С кем ты дружишь березка?»;
- беседа «Домашний доктор» - о лекарственных свойствах березы.
Коммуникация:
- беседа «Береза строить и жить помогает»;
- «Что я знаю о березе».
Чтение:
- К. Паустовского «Подарок»; В. А. Злоказова «Росла березка у дороги на Силач…»; Л. М. Смирнова «Березка голову склоняя…»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном»
- разучивание пословиц и поговорок.
- разучивание стихов о березе : П. Воронько «Береза», С Есенин «Белая береза».
Художественное творчество:
- рисование «Березовая роща»
- аппликация «Красавица береза»
- лепка «Березка зимой».
Исследовательская деятельность:
- обследуем березку;
- этот удивительный запах.
Игровая деятельность:
- словесная игра «Составь предложение со словом «береза»»;
- дидактические игры «Что есть у березы», «С какого дерева листок», «Найди лишний предмет», «Подбери пару»
- подвижные игры «Беги к березе», «Кто быстрее соберет березовые почки»;
- сюжетно ролевая игра «Путешествие в березовую рощу».
Музыкально – художественная:
- прослушивание песен «Ах, ты береза» Раухвергера, «Во поле березка стояла», «Ой да у дороженьки березка».
Трудовая деятельность:
- акция «Посади деревце на своем участке».
Здоровье:
- беседы «О лекарственных свойствах березы», «О пользе березового сока»,
- познакомить детей с народными средствами лечения и профилактики болезней с помощью коры, листьев, сока и почек березы.
Работа с родителями:
- папки – передвижки «Березовое царство», «Все о русской березе»;
- «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу;
- принять участие в акции «Посади деревце на своем участке»;
- родительское собрание.
3 этап
- проведение итогового мероприятия «Люблю березку русскую»;
- посадка саженцев;
- вернисаж детских работ.
- выпуск альбома с детскими работами.
План мероприятий
№ тема Форма работы дата
1. «Росла березка у дороги»; «Подарок»; «Березка голову склоняя» Чтение художественной литературы В течении месяца
2. Презентация «Березка» 1 неделя
3. Наблюдения «Встреча с русской красавицей» Целевые прогулки по участку В течении месяца
4. «Березовое царство» Папка-передвижка 1 неделя
5. «Во поле березка стояла» Занятие познавательного цикла 1 неделя
6. «Березовая роща» Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) 2 неделя
7. «Березонька» Разучивание стихов В течении месяца
8. «С кем ты дружишь, березка?» Занятие по экологии 2 неделя
9. «Березовая роща» И. Левитан Рассматривание пейзажной картины 3 неделя
10. «Домашний доктор» Папка - передвижка 3 неделя
11. «Как у нашего крыльца выросли деревца» Выставка детских работ 4 неделя
12. «Нет деревца сердцу милее» праздник 4 неделя
Дополнительный материал для реализации проекта.
- заучивание стихов;
- составление творческих рассказов «Сказка о березе»;
- пение русских народных песен;
- народные хороводы «Хоровод на лугу», «Березка белоствольная»;
- пословицы, поговорки, загадки о березе;
- коллаж из сухих листьев;
- оформление альбома «Березонька» с детскими работами и сказками.
Анализ исполнения проекта.
Работа с детьми:
- выявить знания детей о русской березе;
- заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;
- экскурсии по участку;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- проведение дидактических игр;
- организация трудовой деятельности.
Работа с родителями:
- экскурсии в парк, березовую рощу;
- чтение художественной литературы;
- помощь в проведении итогового мероприятия;
- участие в акции в весеннее время «Посади деревце на своем участке».
Выводы.
Выводы
В результате проведенной работы я заметила, что дошкольники поняли и осознали насколько ценно дерево – береза, и не только она, но и другие деревья.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
4. Укрепление сотрудничества с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы ребята не только узнали
о традициях русского народа, но и познакомились с творчеством русских поэтов, писателей и художников, которые запечатлели русскую березу в своих произведениях, а также узнали о пользе березовых почек, сока, коры и листьев. Наши красавицы окружены заботой и вниманием воспитанников. Дети научились уважать и ценить труд людей и сами научились приносить пользу обществу.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна.
Много детей вышло из стен нашего детского сада за все это время. Каждый год воспитанники, которые покидают детский сад, сажают деревья на участке – это наша традиция.
Детскому саду уже 38 лет. С 2011 года сотрудники нашего учреждения выбрали за основу международную программу «Эко/Школы «Зеленый флаг». Данная программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами, «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата»
Диагностика уровня знаний детей по теме:
«Люблю березку русскую».
Цель: определение уровня знаний детей о березе.
Задания:
1. Умение различать и называть виды растений: деревья, кустарники.
2. Умение называть и показывать части дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья, почки).
3. Что можно сделать, чтобы сохранить березу.
4. Твое отношение к березе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием.
№ Фамилия, имя ребенка Уровень знаний
высокий средний низкий
Динамика уровня знаний детей по результатам проекта
«Люблю березку русскую»
октябрь 2017 г.
средняя группа
Литература.
1. «Лесная мозаика» В. Зотов;
2. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова;
3. «Прогулки в детском саду» И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова;
4. «Причуды природы» Г. Хасанов;
5. «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова.