Анна Калашникова
Проект по изготовлению лоскутного одеяла «Транспорт»
Проект : Лоскутное одеяло «Транспорт»
Составитель: Калашникова Анна Михайловна
Вид проекта : коммуникативно-творческий.
Реализация проекта : 1 марта по 31 марта 2017 год.
Участники: дети средней группы и их родители.
Публикация «Проект по изготовлению лоскутного одеяла „Транспорт“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Проблема: Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольника. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, вовлекая их в методическую жизнь ДОУ.
Семья и детский сад – два важных института. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проектная деятельность помогает эффективно реализовать сотрудничество взрослых и детей, совместное творчество.
Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, этот проект поможет дошкольникам снизить эмоциональную напряженность, поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.
Основная идея – объединение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников, создание многофункционального пособия для дошкольников.
Цели:
- укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми;
- повышение качества образовательного процесса,
- создание арт-объекта.
Задачи:
- привлечение родителей к созданию лоскутка в домашних условиях;
- разработка дидактических игр и упражнений с лоскутным одеялом «Транспорт»;
- использование лоскутка в игровой совместной и самостоятельной деятельности детей;
- развитие у детей творческих способностей.
Разработка проекта.
- Донести до участников проекта данную проблему;
- подобрать методическую и художественную литературу, материалы по данной теме;
- подобрать материалы, и атрибуты для игровой деятельности.
- подобрать материал для продуктивной деятельности.
Содержание проекта.
Этапы проекта :
• Вводный этап.
- определение цели проектной деятельности;
- презентация предстоящего проекта на родительском собрании родителям;
- знакомство с этапами реализации проекта.
• Основной этап.
- выбор тематики одеяла, материалов, техники;
- творческое задание для родителей «Лоскуток»;
- проведение консультаций с родителями по вопросам создания одеяла;
- создание арт-объекта;
- разработка дидактических игр и упражнений с лоскутным одеялом «Транспорт».
• Заключительный этап.
- объединение арт-объекта в единое целое.
Цель: дать ребенку возможность участвовать вместе с родителями в реализации творческих задумок, показать родителям значимость совместной деятельности с ребенком в изготовлении поделки.
Предоставить возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности, выдвигать нестандартные идеи и реализовывать их.
1 этап: Презентация проекта.
Цель: объединение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников. Сплочение через совместную интересную деятельность родителей, детей и воспитателя.
2 этап: Выбор тематики одеяла.
С 27 марта по 31 марта в нашем детском саду проходила тематическая неделя «Транспорт». В связи с этим определилась и тема лоскутного одеяла.
Творческое задание для родителей (наглядный материал).
Цель: показать родителям основу выполнения творческой работы вместе с детьми, предложить подобрать материалы и эскизы выполнения задания по собственному замыслу.
Каждый участник получал творческое задание «лоскуток» - оформить кусок ткани (15x15 см) изобразить на нем любой вид транспорта.
Предлагались материалы для оформления платочка: разноцветные шнурки, ленточки и веревочки, кусочки тканей различной фактуры.
Консультации для родителей
Цель: показать значимость данного проекта предполагающего как самостоятельную, так и совместную деятельность всех его участников.
Родителям необходимы: положительный и доброжелательный настрой, умение договариваться с ребенком и обсуждать все новое, творческий подход, но главное - интерес семьи к нововведениям в жизни ребенка. Рекомендации родителям: Важно относиться к заданиям и просьбам воспитателей ответственно и не бояться предлагать собственные креативные идеи. Для них этот знакомый предмет и частичка дома, воспоминание о маме. Несомненно, что лоскуток, оформленный вместе с мамой, поможет ребенку отвлечься, справиться со страхами и неуверенностью, снять психоэмоциональное напряжение. При оформлении лоскутка родителям напоминается о его многофункциональности, чтобы с ним можно было играть, заниматься, рассматривать и трансформировать.
Разработка дидактических игр и упражнений с лоскутным одеялом «Транспорт».
Цель: Разработать дидактические игры с использованием лоскутов с изображением транспорта. (Приложение 1)
Создание лоскутка из ткани.
Цель: выполнение творческого задания вместе с ребенком, используя материалы и эскизы по собственному замыслу в домашних условиях.
3 этап Заключительный.
Собираем арт-проект лоскутное одеяло «Транспорт».
Цель: объединение и сплочение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников, выстраивание партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Проект проводится при непосредственном участии семьи. Для этого у каждого лоскутка были пришиты по углам удобные для завязывания шнурки или ленты. Сначала объединялись по 2-3 платочка, завязывали шнурки, затем соединяли их в дорожки, а потом и в единое полотно. Итак, Лоскутное одеяло «Транспорт» готово!
Очень важно, что арт-объект Лоскутное одеяла «Транспорт» объединяет детей и родителей. А если ребенку захочется побыть одному, то релаксационный эффект «одеяла» приходится весьма кстати.
Результат:
Арт-объект лоскутное одеяло «Транспорт» - составление общего полотна одеяла из отдельных фрагментов - индивидуальных лоскутков.
Дидактические игры и упражнения с лоскутным одеялом «Транспорт».
Объединяются и сплачиваются участники образовательных отношений в коллектив единомышленников, выстраиваются позитивные партнерские отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Арт-объект лоскутное одеяло «Транспорт».
Литература:
1. Дошкольная педагогика под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой М. ,Просвещение 2001 год
2. Каралашвили Е. А. ст. «Реализация проекта «Уютное одеяло для малышей» в рамках научно-практической конференции. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4, 2014 год
3. Коскина Н. М. ст. «Традиционные формы работы с родителями», Журнал Воспитатель ДОУ № 4, 2012год.
Приложение 1.
Дидактические игры и упражнения с лоскутным одеялом :
1. «Кто быстрей или кто больше завяжет»
Цель: Развитие мелкой моторики, формирование усидчивости.
Описание игры: Несколько детей по команде педагога завязывают тесьму между собой (кто быстрей) или кто больше завяжет.
2. «Четвертый лишний»
Цель: Развивать познавательные процессы, тренировать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, активизировать словарь. Закреплять умение группировать и классифицировать предметы.
Описание игры: Перед ребенком выкладывается четыре лоскутка с тремя одинаковыми видами транспорта и один лишний. Ребенок должен сгруппировать транспорт и убрать один лишний вид.
3. «Собери команду на определённый звук»
Цель: Развивать фонематический слух, внимание; умение работать в команде.
Описание игры: Педагог даёт задание, собрать команду из нескольких детей, на определённый звук (можно использовать звук транспорта). Дети выбирают лоскут с нужным звуком. И строятся в команды.
4. «Что за чем?»
Цель: Побуждать детей к ассоциативному мышлению, развивать воображение, память, наблюдательность, умение быстро сосредотачиваться.
Описание игры: Ребёнок описывает очередность расположения лоскутков (первый самолет, за ним - пароход и т. д.).
5. «Сочини рассказ»
Цель: Развивать память, мышление, смекалку, связную монологическую речь.
Описание игры: Ребёнок выбирает лоскут. Педагог предлагает ему сочинить рассказ о выбранном виде транспорта. Используются схемы, модели для составления рассказа.
6. «Да-нет-ка»
Цель: Формировать умение задавать конкретные вопросы, отыскивать критерии классификации разных объектов окружающего мира.
Описание игры: Ребенок встает спиной к остальным детям и задает конкретные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», угадывая транспорт на лоскуте.
7. «Отгадай предмет по описанию»
Цель: Формировать умение выделять существенные признаки, развивать память, внимание.
Описание игры: Педагог или ребенок описывает предмет, остальные отгадывают.
8. «Кто больше запомнит»
Цель: Развивать память, мышление.
Описание игры: Перед ребёнком выкладываются лоскутки, он за определённое время запоминает их и отворачивается. Затем их перечисляет. Либо запоминает, как лежат лоскутки, затем отворачивается, в это время педагог меняет их местами, а ребенок должен восстановить первоначальный вид.
9. «Выбери нужное»
Цель: Развивать речь, умение отвечать на вопросы полными ответами.
Описание игры: Педагог предлагает по описанному признаку, который отвечает на вопросы какой, какая отгадать тот вид транспорта, который загадали.
10. «Загадки со словами и без слов»
Цель: Развивать память, образное мышление, воображение.
Описание игры: Педагог читает загадку, дети отгадывают и выкладывают лоскутки на стол. Либо без слов один ребенок показывает, а все остальные пытаются отгадать.
11. «Назови ласково»
Цель: Развивать речь, умение составлять уменьшительно - ласкательные слова.
Описание игры: Ребёнку предлагается выбрать лоскут и назвать транспорт, изображенный на нём, ласково.
12. «Повтори за мной»
Цель: Развивать память, внимание, воображение, обогащать словарь, формировать усидчивость.
Описание игры: Дети встают по кругу, у кого-то из детей в руках лоскуток, он описывает свой вид транспорта и передает другому свой лоскуток. Второй ребенок повторяет, что сказал первый и добавляет что-то свое. Следующий ребенок повторяет слова двух предыдущих детей и т. д.
13. «Один - много»
Цель: Развивать умение правильно называть окончания числительных.
Описание игры: Ребёнок выбирает лоскут. Далее произносит сколько
- один автобус, два автобуса
-один самолет, два самолета и т. д.
14. «Цепочка слов»
Цель: Развивать речь, память, умение слушать друг друга.
Описание игры: Дети предают лоскут друг другу, описывая данный вид транспорта.