Елена Шилина
Педагогический краткосрочный проект «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Публикация «Педагогический краткосрочный проект „Транспорт“» размещена в разделах
Введение в предметный мир предполагает:
*ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)
* восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
* совершенствовать пространственную ориентировку;
* формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – развивающей среды;
Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками. Учитывая выше сказанное, мной был разработан проект для второй младшей группы по теме «Транспорт».
Тема проекта : «Транспорт»
Тип проекта : Роле – игровой
Возраст детей: II младшая группа.
Период выполнения проекта : краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта : Познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, учить различать основные части транспорта (кабина, кузов, колеса и тд.)
2. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за транспортом;
3. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
4. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
5. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
6. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации; развивать творческие способности;
Проблема: Для чего нам нужен транспорт? А какие виды транспорта бывают?
Предварительная работа: чтение, беседа с детьми о различных видах транспорта, рассматривание иллюстраций.
Ожидаемый результат
Создание проекта по формированию четкого представления о транспортных средствах позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
ТРАНСПОРТ И ЕГО ВИДЫ
Образовательные задачи:
• Научить находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта, познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.
Развивающие задачи:
• Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы. Развивать логическое мышление, активизировать употребление предлогов; обобщить знания по теме «Транспорт».
Воспитательные задачи:
• Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа: чтение, беседа с детьми о различных видах транспорта, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: иллюстрации «Транспорт», стульчики детские, фуражка для водителя, нагрудные знаки грузового транспорта - «Хлеб», «Молоко», «Рыба», зверюшки – заяц, кошка, собака, круги 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный, лист ватмана, клей, салфетки, клеенки, кисточки, картинки небольшого размера с различным видом транспорта на каждого ребёнка.
Ход занятия
– Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные зверушки. Они очень любят ездить, кататься на машинах, но не знают, на чём ещё можно ездить. Мы знаем с вами, что транспорт движется по земле (рассматривание иллюстраций легкового, грузового автомобиля). Если надо куда-то ехать, то мы едем на пассажирском транспорте (рассматривание иллюстраций автобуса, трамвая, троллейбуса, маршрутного такси, поезда).
Проводится игра со стульчиками «Мы едем в трамвае»
– А для перевозки груза существуют грузовые машины.
Проводится игра «Перевези груз» (дети по сигналу превращаются в любую грузовую машину и движутся по группе; по сигналу останавливаются, заправляются бензином, по сигналу продолжают свой путь на место).
– Этот транспорт называется наземным (на столе выкладываются картинки с вышеперечисленным транспортом).
–По реке тоже движется транспорт – пассажирский (показ иллюстраций теплохода, лодки) и грузовой, который везёт лес, кирпич, нефть (показ иллюстраций баржи, танкера). Этот транспорт называется водным (ещё раз рассматривание иллюстраций с водным транспортом).
Проводится игра «Самолёты» (дети разбегаются по группе, изображая самолё ты: руки – крылья в стороны, встали на колено – это посадка, завели мотор, красный круг – посадка, жёлтый – приготовились, завели мотор, зелёный – полетели).
– Ребята, где летают самолёты? (В воздухе.)
– А ещё на чём можно полететь? (На вертолёте, ракете.) Этот транспорт называется воздушным. (Рассматривание иллюстраций самолёта, ракеты, вертолёта.)
II. Дидактические игры и упражнения.
1. «Покажи и назови».
Воспитатель показывает картинки с изображение видов транспорта, уточняет их составные части, назначение. Затем раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением одного вида транспорта и объясняет правила игры.
- Я буду рассказывать о машине, пароходе или самолёте. Если этот транспорт есть на вашей картинке, поднимите её и назовите.
2. «Продолжи предложения».
Поезд идет по рельсам, а автобус по. (Земле).
Трамвай большой, а велосипед. (Маленький).
Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по. (Воде).
Автобус идет, а самолёт. (Летит) .
3. «Что мы слышим, то и повторим».
Воспитатель. От транспорта на улицах шумно. Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим:
Шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш-ш.
Машина застряла в канаве и буксует: дззз-дззз, джжж.
Лётчик заводит мотор самолё та: р-р-р-р-р.
Полетел самолё т: у-у-у-у.
Заводят мотоцикл, и он все громче и быстрее трещит: д-д-д-д-д-д.
Дети начинают произносить медленно; затем с ускорением, все быстрее.
• Проезжает мимо поезд : чух-чух-чух-чух.
– А чтобы зверушки лучше запомнили, где какой транспорт движется, мы им сделаем и подарим нашу картину.
Создание коллективной работы «Виды транспорта». (На листе ватмана дети приклеивают картинки с различным видом транспорта в соответствующие места.)
Зверушки благодарят детей за то, что много узнали о различном транспорте, научились различать его. Прощаются с детьми и уходят.
ФЭМП
Тема недели "Транспорт".
Цель: Закрепить знание детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, основном цвете (красный, синий, зелёный, жёлтый); учить использовать слова: "один - много". Закрепить сравнение предметов по длине. Продолжать учить детей конструировать из конструктора "Лего", называть виды транспорта. Воспитывать отзывчивость и желание помочь.
Материал: конструктор, геометрические фигуры, полоски из цветного картона, рабочие тетради, карандаши цветные. Аудио кассета "Песенка паровозика", Буратино.
Ход занятия:
1. В гости к детям приходит Буратино, он здоровается с детьми и что-то шепчет на ухо воспитателю.
Вос - ль: Буратино мечтает отправиться в гости к своему другу Пете, но не знает на чём ему поехать. Какой вид транспорта вы предложили бы ему?
Дети перечисляют виды транспорта.
Вос-ль: Буратино подумал и решил, что поедет на поезде. Ребята мы поможем Буратино сделать поезд из конструктора "Лего", для этого нужно выбрать кубики одного цвета.
Дети строят поезд, приставляя кубик к кубику узкой гранью.
Вос-ль: Какого цвета кубики у Димы? Леры? Лизы?
Вос-ль: Сколько кубиков мы использовали, чтобы построить поезд (много)
2.- А сейчас я объявляю посадку. Пассажиры - треугольник, квадрат, круг. Нужно сделать так, чтобы пассажиры одного поезда были одинаковой формы и цвета.
Вопросы: Какие фигуры едут в твоём поезде? Какого они цвета? Сколько пассажиров?
Вос-ль: Ребята, а по какой дороге поедет наш поезд (по железной дороге)
-Давайте сделаем эту дорогу из длинных и коротких полосок, а как узнать короткая или длинная полоска? Возьмите полоски и сравните их способом наложения, жёлтую на красную.
-Теперь мы можем отправляться. Вставайте за мной, я буду паровозом - сколько паровозов? (один). А вы вагончики - сколько вагончиков? (много) .
Физкультминутка: "Поезд"
3. Вос-ль: Вот мы и приехали в гости к мальчику Пете. Буратино просит вас помочь ему рассказать, что делает Петя на этих картинках (работа с картинками).
-Посмотрите, как нравится Пете играть с песком. Как вы думаете, когда это происходит: днём или ночью? Что обычно делают днём (играют, гуляют, кушают, рисуют.). А на другой картинке день или ночь, как вы думаете? Что обычно делают ночью (спят). Скажите, когда светит солнце? Когда на небе появляется луна? Когда на небе видны звёзды? Раскрасьте жёлтым карандашом солнце и месяц на картинках.
Итог:
-Мы помогли Буратино построить поезд и разместить пассажиров в вагончиках;
-Сделали рельсы для поезда;
-Рассмотрели картинки с частями суток: день и ночь; раскрасили солнце и месяц.
Вос-ль: А теперь нам пора отправляться в детский сад, а Буратино останется погостить у Пети, давайте с ними попрощаемся.
-Мы приехали на наземном виде транспорта - поезде, а обратно полетим на воздушном, а каком, послушайте загадку:
Что за птица: песен не поёт,
Гнезда не вьёт, людей и груз везёт (самолёт)
-Превращаемся в самолёты, заводим мотор: р-р-р-р-р, и полетели: у-у-у-у-у.
Итог:
- Вот мы и вернулись в детский сад. На каком транспорте мы сегодня передвигались?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах, активизировать в речи слова: кабина, руль, колеса, шофер, салон. Помочь освоить содержание картины.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: картина «Едем в автобусе» (Е. Батуриной)
Ход ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ: Заинтересовать детей предстоящим занятием
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ приход игрушки зайчика.
Дети, зайчик принес нам картинки, на которых нарисованы разные машины и просит помочь ему. Он совсем забыл, кто на какой машине ездит. Давайте поможем зайчику (рассматривание иллюстраций с изображением спецтранспорта : такси, скорой помощи, пожарной машины).
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ
1. Какая это машина?
2. Для чего нужна скорая помощь, пожарная машина, такси? (вопросы задаются при показе определенной машины)
3. Как можно назвать эти машины одним словом? (специальные)
Если дети затрудняются ответить – помочь.
Какие вы молодцы, спасибо, говорит зайчик. Еще я вам принес машины. Посмотрите, пожалуйста, на стол ( рассматривание машин-игрушек: легковой и грузовой).
ВОПРОС К ДЕТЯМ: 1. Какие машины принес зайчик?
Правильно это легковая и грузовая автомашины. У всех автомашин есть кабина. Посмотрите и у легковой машины есть кабина и у грузовой (показ). В кабине за рулем сидит шофер. Повторите шофер. Что он держит в руках? Руль. Что держит в руках шофер Лиза? Повтори Сережа. Еще у машины есть кузов и колеса (показ). Лера покажи кузов, покажи колеса.
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Любите ли вы кататься на машине?
2. Кто сидит за рулем?
3. Что у шофера в руках?
4. Какой формы колеса у машины?
5. Почему машина называется грузовой?
ФИЗ. МИНУТКА. 2 ЧАСТЬ. Заинтересовать детей картиной. Я знаю детей, которым взрослые сделали автобус. Он был совсем как настоящий. Хотите, покажу? Рассматривание картины.
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Правда, автобус как настоящий?
2. Что есть у автобуса? (кабина, салон, окна, колеса)
3. В кабине сидит кто (шофер)
4. А в салоне? (пассажиры) спросить 2-3 детей. Закрепить слово хоровым ответом
5. Девочки едут одни? (с игрушками)
6. Почему не едет автобус?
7. Какую игрушку несет мальчик? Послушайте, ребята, какой я рассказ составила по картине. Родители детям сделали автобус. Он был совсем как настоящий: есть и кабина с рулем, и салон с окнами. Вова шофер, он сидит в кабине и держит руль, а девочки – пассажиры. Девочки взяли с собой игрушки зайца и кота. Сейчас автобус тронется. Мальчик опаздывает, он бежит изо всех сил. «Скорее, скорее! – кричат девочки. – Уезжаем!».
3 ЧАСТЬ. ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Понравился вам рассказ?
2. О чем мы сегодня говорили на занятии? 3. Чем занимались?
Зайчик, а тебе рассказ понравился? Не забудешь теперь, как машины называются и для чего они нужны? Зайчик благодарит детей и хвалит их. Дети прощаются с зайчиком, он садится в машину и уезжает в лес.
РИСОВАНИЕ
ТЕЛЕЖКА
ЦЕЛЬ: учить детей рисовать фигуру прямоугольной формы (кузов). Продолжать учить детей изображать фигуру круглой формы (колеса). Учить дополнять фигуру дополнительными деталями.
МАТЕРИАЛ: бумага размером в половину альбомного листа. Кисточки и краски по количеству детей, силуэты игрушек.
Ход ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ: Заинтересовать детей предстоящим занятием
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ приход игрушки зайчика.
Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать тележку. Рассматривание образца с обследованием. Выделение основных частей, их цвета, формы. Посмотрите на тележку. Что есть у тележки? Правильно кузов и колеса.
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Какого цвета кузов у тележки?
2. Какого цвета колеса у тележки?
3. Какой формы колеса?
ПОКАЗ способа изображения. Смотрите, ребята, сначала я рисую две линии слева - направо, потом соединяю их двумя линиями сверху – вниз. Потом рисую колеса. Смотрите, как я закрашиваю кузов. Кисточку веду слева – направо, не надавливаю на нее, закрашиваю аккуратно, не выходя за контур.
ВОПРОС К ДЕТЯМ: Как я закрашиваю кузов и колеса? (вопрос задается по ходу показа 2-3 детям для привлечения их внимания к показу).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: попросить 2-3 детей обвести контур образца кисточкой. Сейчас Маша покажет нам, как надо рисовать линии, чтобы получился кузов. Маша, возьми, пожалуйста, кисточку и обведи кузов тележки. Правильно линии ведем слева – направо и соединяем их линиями сверху – вниз. Сеня, возьми, пожалуйста, кисточку и покажи, как мы будем рисовать колеса. Молодец, Сеня. Дети, теперь возьмите кисточки в правую руку, правильно взяли кисточки, посмотрите, как я держу кисточку. Теперь нарисуйте в воздухе кузов, а теперь колеса. Молодцы, а теперь давайте отдохнем немного. Зайчик, пойдем с нами поиграем.
ФИЗ. МИНУТКА. 2 ЧАСТЬ. Самостоятельная деятельность детей. Руководство. Пояснение. Помощь. Если ребенок закончил рисовать раньше, предложить ему «покатать» на своей тележке «животное».
ИНД. РАБОТА:
3 ЧАСТЬ. ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Что мы сегодня с вами рисовали?
2. Понравилась вам тележки?
3. Какого цвета кузов у твоей тележки? (2-3 ребенка)
4. Кто катается на твоей тележке?
Молодцы, ребята, постарались сегодня. Зайчик, а тебе нравятся тележки? Давайте, положим их на стол, пусть высохнет краска, а когда придем с прогулки, повесим их на выставку.
Аппликация «Грузовик»
Цель: Закрепить знания о различных видах транспорта.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Научить находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта.
Развивающие задачи:
• Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
• Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Реализуемые образовательные области:
• - образовательная область «Безопасность»
• -образовательная область «Художественное творчество (аппликация)»
• - образовательная область «Познание»
• - образовательная область «Коммуникация»
Материалы и реквизиты: готовые части грузовика, вырезанные из цветной бумаги, клей-карандаш, почтовый конверт с письмом из дер. Простоквашино, иллюстрации с видами транспорта, 2 автомобиля – грузовой и пассажирский, лексический материал по теме «Транспорт»
Совместная деятельность:
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня пришло письмо из деревни Простоквашино. (читает) : п Лунёво д. с №42. Делает акцент на то, что это адрес нашего д/с. Читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам почтальон Печкин. Шарик и Матроскин затеяли строить новый дом и попросили меня доставить им все необходимые материалы по почте. Привести на велосипеде у меня не получилось. Дядя Федор говорил, что есть какие-то транспортные средства, которые летают по воздуху и плавают по рекам. Расскажите нам об этом, помогите нам разобраться – какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Ждем ответа. Печкин».
Воспитатель: Ребята, поможем почтальону Печкину. Дети: А разве можно на велосипедах перевозить грузы? А на чем можно перевезти? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые)
Педагог демонстрирует детям два автомобиля и просит назвать, какой из них грузовой. Показывает на другой автомобиль – а этот какой? (легковой) Для чего он служит? (для перевозки людей). Как называют людей, которых перевозят в транспорте (пассажиры). Давайте посмотрим – чем похожи и чем отличаются машины:
- у грузовой машины колеса больше, чем у легковой;
- в грузовой перевозят грузы – песок, строительные материалы, бревна, а в легковой – людей;
- у грузовой есть кузов и кабина, у легковой есть салон для пассажиров;
- кто управляет транспортным средством? (шофер);
- назовите место передвижения этого транспорта? (по земле);
- на какой машине Печкин повезет грузы? (на грузовой).
Физминутка «Едем, едем на машине»
Воспитатель предлагает ребятам занять свои места.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое транспорт? (это средства, которые служат для перевозки людей и грузов). Мы с вами уже сказали, что этот транспорт перемещается по земле, значит, он называется… наземный.
- А если Печкину по пути следования встретятся река или море, какой вид транспорта поможет ему в пути? (педагог выставляет водные виды транспорта, дети называют) Все, что перемещается по воде – называется водными видами транспорта.
- А если Печкину встретятся высокие горы, что тогда ему делать? (тогда он будет передвигаться на другом виде транспорта, который называется… воздушным).
Пальчиковая гимнастика:
Налили бензину, сели на машину,
На машине ехали, до реки доехали.
Стоп. Разворот. На реке пароход.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.
Воспитатель: А сейчас, давайте сделаем грузовики и отправим Печкину, чтобы он смог помочь своим друзьям.
На столе разложены заготовки из цветной бумаги, дети и воспитатель ещё раз называют составные части грузового автомобиля (кабина, кузов, окно, колёса).
Воспитатель говорит слова благодарности детям, ребята складывают свои аппликации «Грузовик» в большой конверт, чтобы отправить в дер. Простоквашино почтальону Печкину.