Субботина Елена
Проект по ПДД «Транспорт, улица, дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ромашка»
155360, Ивановская область, г. Пучеж, ул. Мичурина, д. 37 тел. 8(49345)2-17-91
Воспитатель: Субботина Е. С.
Краткая аннотация проекта
В 2016-2017 учебном году внедрен в практику работы ДОУ образовательный проект на тему «Транспорт, улица, дорога». Проект является долгосрочным: рассчитан на 6 месяцев. Сроки работы над проектом – с 3 октября 2016 по 1 апреля 2017 года. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей данной проблемой, я организовала:
1. Тематическое родительское собрание «Азбука безопасности». Задачи: повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге; формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения;
2. Консультации «Ваш ребенок на улице»;
3. Памятки «Правила безопасности на дороге»; «Правило перевоза детей в машине», «Причины детского дорожного -травматизма», «Обучение детей наблюдательности на улице»
4. Анкетирование;
5. Оформление уголка для родителей «Правила на всю жизнь»,
6. Беседы о важности безопасной жизнедеятельности для детей.
В сотрудничестве с родителями воспитанников мы обогатили уголок безопасности в группе дидактическими, подвижными, настольно-печатными играми по ОБЖ, раскрасками,познавательной, художественной литературой и т. д.
Реализация проекта позволила моим ребятам старшего дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на дороге; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявлять интерес к собственной безопасности.
Конечным продуктом моего проекта является подготовка презентации, проведение итогового открытого занятия «КВН с правилами дорожного движения».
Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни. Значимой также является проблема создания условий в ДОУ, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
В своей педагогической деятельности я использую программы и технологии следующих авторов: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас».
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
• беседы: как избежать неприятностей на дороге;
• различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
• разбора проблемных ситуаций.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.
Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются в жизни, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Цель проекта : формирование у детей культуры безопасного поведения.
Задачи проекта :
1. Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.
3. Приобщать детей к правилам безопасного поведения.
4. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
5. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
6. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
7. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта :
• перспективный план работы по проекту;
• картотека дидактических и подвижных игр;
• конспекты занятий, бесед;
• настольно-печатные игры, раскраски;
• иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
• подборка познавательной и художественной литературы;
• презентации Power Point.
Планируемые результаты:
1. Дети будут знать основные правила безопасного поведения на дороге, соблюдать правила безопасности;
2. Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
4. Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на дороге.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный (с 03.10.2016 – 31.10.2016)
II. Основной (с 01.11.2016 – 29.02.2017)
III. Заключительный (с 01.03.2017 – 01.04.2017)
Поиск, изучение и обработка информации
(подготовительный этап) - Создание проблемы, постановка цели и задач;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
Работа над проектом
(основной этап) - работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;
- работа с родителями; 01.11.2016
29.02.2017
Заключительный этап - проведение итогового открытого занятия на тему: «КВН с правилами дорожного движения»;
- проведение родительского собрания «Азбука безопасности»;
- презентация проекта. 01.03.2017 01.04.2017
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Беседы, дидактические и подвижные игры. в течение учебного года
2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций. в течение учебного года
3. Чтение познавательной, художественной литературы. в течение учебного года
4. Целевые прогулки, наблюдения. в течение учебного года
5. Продуктивная деятельность детей. в течение учебного года
6. Итоговое занятие. 02.04.2017
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка безопасности в группе. в течение учебного года
2. Анкетирование родителей. ноябрь
3. Родительское собрание. 24.03.2017
4. Оформление консультации для родителей. Декабрь, февраль, апрель
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности. в течение учебного года
2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала. октябрь
3. Картотека дидактических, подвижных игр. октябрь
4. Конспекты бесед, занятий. в течение реализации проекта
5. Подборка художественной литературы. в течение реализации проекта
7. Консультационный материал для педагогов. в течение реализации проекта
8. Консультационный материал для родителей. в течение реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала. в течение реализации проекта
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Виды детской деятельности Формы организации деятельности
Игровая деятельность Дидактическая игра «Светофор»;
Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило»;
Дидактическая игра «Час пик»;
Дидактическая игра «Назови знак»;
Дидактическая игра «Угадай транспорт»;
Дидактическая игра «Мы едем-едем»;
Дидактическая игра «Основы безопасности на прогулке»;
Дидактическая игра «Мы - водители»;
Дидактическая игра «Веселый жезл»;
Дидактическая игра «Учись быть пешеходом»;
Дидактическая игра «Правила дорожного движения»;
Дидактическая игра «Можно - нельзя, правильно - неправильно»;
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
Коммуникативная деятельность Создание и решение проблемной ситуации: «Мы на улице поселка»;
Беседа: «Дорожная азбука»;
Создание и решение проблемной ситуации: «Ребенок потерялся»;
Беседа: «Полосатая зебра».
Беседа «Если ты гуляешь один»;
Беседа «Обязанности пешехода»;
Беседа «Твой приятель светофор»;
Беседа «Обязанности пассажира в общественном транспорте»;
Беседа «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад»;
Беседа «Сигналы регулировщика»;
Беседа «Сведенья о дорогах»;
Беседа «Правила перехода улицы»;
Чтение литературных произведений: С. Михалков «Светофор»; А. Северный «Три чудесных цвета»; Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой»; О. Бедарев «Если бы…»;
Н. Носов «Автомобиль»; В. Головко «Правило движения»; В. Зотов «Дорожные приключения»;
Целевые прогулки «Игры с соблюдением правил»; «Опасные места на улице»;
Продуктивная деятельность
Лепка на тему: «Полезный светофорчик», «Спецмашины»;
Аппликация «Пожарная машина»,
Рисование на тему: «Трехглазый дружок», «Дорожный знак», «Мы переходим улицу»; «Островок безопасности»
Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность»;
Изготовление макета «Дорога»
Двигательная деятельность Катание с горки на санках-«ледянках»;
Игра в снежки;
Подвижные игры ««Умелый пешеход»», «Бегущий светофор», «Автоинспектор и водители», «Будь внимательным», «Внимание, пешеход», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор», «Запомни сигналы регулировщика», «Цветные автомабили»
Физкультминутки «Стоп, машина»; «Автобус»; «Машина»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Информационно-аналитическое Выявить интересы, потребности, запросы родителей; Анкетирование на выявление уровня знаний о правилах безопасности на дороге.
Познавательное Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения. Родительское собрание «Азбука безопасности».
Наглядно-информационное
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности; Консультации: «Ваш ребенок на улице»; «Родителям – о безопасности дорожного движения»; «Три «закона» безопасности пешехода на дороге»;
Памятки «Правила безопасности на дороге», «Правило перевоза детей в машине», «Причины детского дорожного -травматизма», «Обучение детей наблюдательности на улице»
Газета «Школа светофорчика»
Итоги проекта :
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на дороге, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Беседа «Транспорт (пассажирский и специальный) Научить детей различать назначение транспорта.
Дидактическая игра «Светофор и пешеходы» Научить детей пользоваться знаками светофора во время в игре.
Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер» Углубить знания детей о профессии полицейского.
Целевая прогулка
Прогулка к светофору» Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов
Рисование «Мой друг светофор» Научить располагать цвета светофора в правильной последовательности (красный,желтый, зеленый)
Решение проблемной ситуации «Нужно перейти дорогу»
Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
Дидактическая игра Угадай вид транспорта по описанию».
Конструирование «Машины» Углублять знания детей о спецмашинах
Целевая прогулка К автобусной остановке
Расширять знания о пассажирском транспорте (автобусы, троллейбусы) останавливающие на специальных остановках около троллейбусов (у обочины дороги); трамвай – на середине улицы.
Эстафета «Полоса препятствий» Подвести детей к пониманию последствий детских шалостей.
Дидактическая игра «Путешествие в страну дорожных знаков» Закрепить знания привил дорожного движения.
Беседа «Чтобы не было беды» формировать правильное отношение к соблюдениям правил безопасности на дороге.
Чтение
Г. П. Шалаева «Мои друзья – дорожные знаки». Научить детей узнавать и называть дорожные знаки, учить объяснять их значение.
Сюжетно-ролевая нра «Перекресток» Научить детей пользоваться атрибутами (жезл, фуражка, эмблема) в игре.
Беседа Знаки на дороге (предупреждающие, запрещающие, информационно- указательные) Познакомить детей с тремя видами знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно- указательные) их значением в дорожном движении.
Рисование «Строительная техника» Научить детей различать виды транспорта и его назначение. Воспитывать умение доводить до логического конца свой смысл.
Дидактическая игра
«Что лишнее». Классификация транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный)
Заучивание песни О правилах дорожного движения (на мотив бременских музыкантов) книга ПДД Заучить знания о ПДД
Беседа «Поведение пассажиров при посадке в транспорт» Объяснить детям что, посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока автобус не остановился. Высовываться из окна, бегать по салону.
Дидактическая игра «Покажи такой же знак», «Найди по описанию» Научить детей использовать знания о дорожных знаках в игре.
Чтение М. И. Радзиевский «Ты и дорога» Расширить знания детей о правилах поведения на дороге.
Рисование «Дорожные знаки» Учить рисовать карандашами дорожные знаки.
Беседа О том, что для пешеходов имеется специальный светофор, без желтого цвета Научить детей различать светофор для машин и для пешеходов (внутри изображены человечки)
Чтение произведения О. Тарутин «Для чего нам светофор» Учить внимательно слушать произведения, понять содержание, обсудить поведение героев.
Дидактическая игра «Если ты переходишь через улицу» Закрепить знание правил безопасного перехода улицы.
Целевая прогулка к пешеходному переходу Улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрестком.
Дидактическая игра «Разложить и назвать знаки»(предупреждающие, треугольник красного цвета; информационно- указательные, треугольники синего цвета) Научить детей различать предупреждающие и информационно-указательные знаки.
Беседа «Азбука безопасности» Уточнить представления детей о значении дорожных знаков в безопасности детей.
Рассматривание иллюстраций «Дорожных знаков» Развивать умение оценивать ситуацию, принимать правильное решение.
Коллективная аппликация «Улица нашего города» Научить детей делать работу вместе, дружно, сообща.
Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило!»
Закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся на дороге.
Чтение произведения В. Головко «Правила движения» Учить внимательно слушать произведение, понять смысл, закрепить правило поведения.
Целевая прогулка «Опасные места на улице» Учить видеть опасные места, понимать опасность.
Дидактическая игра «Светофор»- на определенный цветовой сигнал выполнять определенные движения. Закрепить знания о значении цветов на светофоре красного, желтого, зеленого.
Беседа «Дисциплина на дороге – залог безопасности» Закрепить полученные знания о знании дорожных знаков.
Аппликация Автобус, самолет, грузовик (коллективная работа) Отобразить в работе разнообразие видов транспорта.
Целевая прогулка «Опасные места на участке» Учить видеть опасные места, осмыслить их опасность.
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?» Учить видеть опасные места, осмыслить их опасность.
Развивающая игра «Учим дорожные знаки» Познакомить детей с дорожными плакатами.
Рассматривание иллюстраций «Безопасность на дороге» Развивать умение
оценивать ситуацию,
принимать правильное решение
Игра с мячом «Опасно – не опасно» Закрепить знание опасных ситуаций, которые могут встретиться если играть на дороге с мячом
Беседа «Безопасная улица» Закрепить правила переходы улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков пешеходный переход, подземный переход, «Осторожно дети»о назначении светофора
Подвижная игра «Будь внимательным»
Развивать у детей быстроту движений. Добиваться правильного ответа на соответствующие слова соблюдения правил игры.
Дидактическая игра «Это я, это я – это все мои друзья» Закрепить правила поведения на улице и в транспорте
Дидактическая игра «Потеряшка»
Активизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон)
Беседа «Как вести себя на улице, если ты потерялся» Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь
Рисование «Свои и чужие люди»
Рассматривание плакатов С изображением ситуаций на дороге Предвидеть дорожные ситуации, разбор ситуаций, научиться избегать дорожных ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра «Найди такой знак» Закрепить умение находить нужный знак и объяснять его значение.
Беседа «С кем ты приходишь в детский сад» Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые)
Чтение Я Пишумова «Посмотрите - постовой»
М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации.
Игровая ситуация «Бабушка на другой стороне» Упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Беседа Беседа: «Безопасное поведение на улице и транспорте». Выяснить готовность ребенка к правильным действиям, в сложившийся ситуации на улице.
Рисование Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим».
25.01.17 – 29.01.17 Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.
Дидактическая игра «Найди такой же» Закрепить знания о ПДД и дорожных знаках.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Усачева «Случай в автобусе». Продолжать формировать культуру поведения в общественном транспорте.
01.02.17-
05.02.17 Беседа по картине Картина «Светофор». закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
развивать наблюдательность, зрительную память;
развивать умение отвечать полным ответом.
Рисование «Наш друг - Светофор» Повторить сигналы светофора,
закрепить умение рисовать предмет прямоугольной формы – светофор, предметов круглой формы, цвета светофора (красный, зеленый, желтый)
Дидактическая игра «Читаем загадку – находим отгадку» Учить по словесному описанию находить отгадку.
Чтение книги «ПДД для детей» А. В. Лабунько, Ю. В. Лабунько Закрепить знания детей о правилах дорожного движения
08.02.17-
12.02.17 Беседа «Мы по улице идем» Учить детей быть осторожными на улице, практически выполнять ПДД, формировать умение реально оценивать опасность.
Чтение Б. Житков «Что я видел? Светофор.» Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям
Изготовление макета «Дорога» Закрепитьзнания о дорожных знаках, их положении на дороге, учить ориентироваться в пространстве
Физическая культура «Шуршат по дороге веселые шины» упражнять в ходьбе с изменением направления движения, повторить упражнения в равновесии, упражнять в лазании под дугу.
развивать внимание.
15.02.17-
19.02.17 Беседа «Дорожные знаки» Закрепить знания правил дорожного движения : сигналов светофора, дорожных знаков, познакомить с дорожным знаком «Пункт питания», учить составлять описательный рассказ, учить детей связно отвечать на вопросы.
Сюжетная игра «Мы на улице» формировать у детей элементарные знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода
Целевая прогулка «Пешеходный переход» развивать умения и навыки безопасного поведения на улице, различать и называть дорожные знаки.
Рассматривание иллюстраций «Чего не должно быть?» Учить детей быть осторожными на улице, практически выполнять ПДД, формировать умение реально оценивать опасность.
Беседа «О правилах поведения в транспорте» воспитывать у дошкольников навыки безопасного поведения в транспорте
Чтение Н. Носов «Автомобиль» обогащение представления детей о видах и источниках безопасности на дорогах
29.02.17-
04.03.17
Сочинение рассказов «Придумай сказку о правилах дорожного
движения» тренировать умение составлять рассказ по набору сюжетных картинок, опираясь на собственный опыт
Беседа «Что такое улица и как она живет» обогащение представления детей о видах и источниках безопасности на дорогах
Аппликация «Машины едут по улице» закрепить умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги
Настольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Внимание, дорога» обогащать представления детей о видах и источниках безопасности на дорогах
Дидактическая игра «Островок безопасности» Развитие умения действовать согласно обозначению встречающихся знаков
Беседа «Чем опасен перекресток» обогащать представления детей о видах и источниках безопасности на дорогах
14.03.17-
18.03.17 Конструирование «Мой двор» Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке на улице.
Игра-эстафета «Собери рюкзак для спасателя» Развивать координационные способности, ловкость;
укреплять уверенность в своих
действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции,
закреплять знания о назначении
предъявленных предметов.
Дидактическая игра «Найди такой же знак» Развитие умения действовать согласно обозначению встречающихся знаков
Подвижная игра «Светофор» Продолжать учить правилам игры, соблюдать эти правила.
Конкурс стихов на тему «Безопасность на дороге» Закрепить знания детей о правилах безопасности. Развитие памяти, речи.
01.04.17 Итоговое открытое занятие «Маша знакомится с правилами дорожного движения» Закрепить знания детей о правилах безопасности.