Анна Серегина
Проект «Край, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Представляю опыт своей работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной. Направление работы было выбрано не случайно, ведь именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё.
У каждого человека есть родной город. Родной город, край – то место, где человек родился или провел много времени. Это малая Родина. Понимание Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Со временем понятие Родины становится шире. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённое время, приобщается к богатствам национальной культуры, становится частью общества.
Публикация «Проект „Край, в котором мы живем“» размещена в разделах
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Как показал опрос, родители имеют недостаточно знаний о своем родном крае и не уделяют внимание передаче своих знаний детям. Соответственно дети не владеют достаточной информацией о своих родственниках, семье и семейных ценностях, о родном городе и крае, об известных людях, прославивших родной край. А без достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Краеведческий подход в образовании дошкольников позволяет выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Чувство патриотизма появляется, развивается и проявляется у каждого ребенка по-разному. Поэтому работа в данном направлении многогранна, интересна как воспитателю, так и воспитанникам.
Особенностью своей работы в данном направлении считаю использование метода проектов. Метод проектов основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию и позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности готовности к обучению детей в школе.
Основанием в работе является мой проект «Край, в котором мы живем». В последующем берутся различные направления работы, создаются подпроекты по интересующим темам: «Моя семья»; «Мой город», «Природа родного края» и др.
Данный проект был составлен таким образом, что ознакомление с родным краем осуществляется в процессе проектной деятельности детей, родителей и воспитателя. Именно проект как метод, предполагающий интегрирование знаний, познавательно-исследовательский поиск при высоком уровне творчества и самостоятельности детей, способствует саморазвитию ребенка старшего дошкольного возраста, становлению его как личности.
Целью проекта является создание условий для развития эмоционально-ценностного отношения детей к родному краю в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом был создан альбом творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи», составлены фотоальбомы «Моя семья», «Мой город», разработана дидактическая игра «Краеведческое лото». Дети с интересом совместно с родителями выполняли исследовательские проекты «Почему собаки кусают?», «Все ли птицы вьют гнезда?», творческие работы «Птицы нашего края», «Растения нашего края», «Транспорт на улицах нашего города», «Профессии моих родителей».
В ходе работы над проектом у детей возникает множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получают в процессе работы над проектом. Чтобы ответить на все вопросы детей и дать им объективные знания в группе появилась литература: научно-популярная литература; детская познавательная литература, художественная, обучающая.
Дети проводили эксперименты с водой и получили опытные знания о том, что нужно для роста растений. В ходе экспериментирования были изучены свойства различных материалов и оформлена выставка работ «Из чего прочнее дом».
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Дети обыгрывали новые роли: экскурсовод, репортер. В игровом сюжете использовали полученные знания об особенностях труда людей различных профессий. При самостоятельном задумке игрового сюжета на первый план дети стали ставить значимость своих действий для других, при игре начали объединяться в большие группы.
Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Работа с родителями в процессе осуществления проекта «Край, в котором мы живем» в первую очередь заключалась в том, чтобы раскрыть значимость выполнения проектов детьми для их всестороннего развития и формирования предпосылок успешного обучения в школе, подвести родителей к пониманию, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. В силу того, что дети не могут пока самостоятельно находить новую полезную и познавательную информацию (не ходят в библиотеку, не пользуются интернет-ресурсами, не читают самостоятельно книги и журналы, не имеют возможности самостоятельно выбирать для просмотра мультфильмы и телепередачи) – это все ложится на плечи взрослых. Именно взрослые могут показать детям, как и где можно найти необходимые им знания.
Проводились анкетирование «Какие мы родители» и консультации «Как отметить праздник вместе с детьми», «Посещение музеев с детьми», индивидуальные консультации. В уголке информации для родителей своевременно появлялась информация о проделанной и предстоящей работе, рекомендации родителям.
В соответствии с разработанным перспективным планом работы над проектом проводился конкурс рисунков «Мой любимый город», конкурс поделок «Кормушка для птиц».
В результате работы над этим проектом дети не только получили новые знания о родном городе и крае, но и научились добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства, получили первый опыт выступления перед сверстниками. Дети ощутили значимость полученных знаний, стали охотно делиться ими друг с другом, со взрослыми.
Во время рефлексии дети отметили, что им нравится узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями.
В рамках общеобразовательной программы в старшем возрасте большое внимание уделяется развитию всех типов проектной деятельности дошкольников. Данный проект был составлен таким образом, что ознакомление с родным краем осуществляется в процессе проектной деятельности детей, родителей и воспитателя. Именно проект как метод, предполагающий интегрирование знаний, познавательно-исследовательский поиск при высоком уровне творчества и самостоятельности детей, способствует саморазвитию ребенка старшего дошкольного возраста, становлению его как личности.
Проект «Край, в котором мы живем»
Цель: создать условия для развития эмоционально-ценностного отношения детей к родному краю в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- провести диагностику знаний детей о родном городе, крае;
-составить тематический план работы над проектом;
-составить перспективный план работы над проектом;
-составить перспективный план по взаимодействию с родителями при работе над проектом;
- создать развивающую предметно-пространственную среду (выставка книг, фотоальбомов, картин, дидактических игр);
- разработать конспекты занятий;
- составить анкеты для родителей;
- подобрать справочный материал, консультации для родителей;
- подготовить итоговую презентацию.
Обеспечение:
- методическое:
1) Рабочая общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №3 «Светлячок»,
2) «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3) «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
Конкурсы рисунков «Моя семья», «Этот день Победы»; рисование с родителями «Мой любимый город»; изготовление книжек- самоделок «Природа края», «Животные нашего края», «Транспорт на улицах нашего города», «Профессии нашего города» ; сбор фотографий для альбомов «Моя семья», «Мой город»; творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи». Конспекты занятий в соответствии с перспективным планом работы над проектом.
- материально-техническое:
детская художественная литература: Я. Аким «Кто кому кто?», Р. Гамзатов
«Мой дедушка», А. Толстой «Косточка», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
Н. Григорьева «Общая игра», «Мама заболела», А Барто «На заставе»,
С. Маршак «Почта», С. Алексеев «Первый ночной таран», Л. Коваль
«Алый», С. Баруздин «Каменщик, плотник, маляр», В. Маяковский «Кем быть», Л. Пантелеев «Большая стирка», И. Турчин «Человек заболел»,
С. Михалков «А что у вас», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»,
М. Родина «Мамины руки», А. Кондрашова «Наш доктор», С. Маршак
«Ежели вы вежливы», сказка «Рукодельница и ленивица», С. Баруздин
«Кто построил этот дом», Б. Иванов «Русские крепости», А. С. Пушкин
«Медный всадник» (отрывок).
Иллюстрации и картины «Растения, животные родного края».
Мультимедийная аппаратура, презентации то теме.
Слушание «Песенка о труде» муз. Шумилова, «Солдатский марш» Шумана, классической музыки.
Проведение опытов «Из чего прочнее дом», «Что нужно для роста растений».
- диагностико-дидактическое:
Дидактические игры: «Назови свой адрес», «Найди свой дом», «Я начну, а ты продолжи», лото «Животные и растения», пазлы, игры-вкладыши, парные картинки.
Словесная игра «Повторяй друг за другом», «Перекличка-путаница»; словесные упражнения: «Кто подберет больше слов», «Найди, что опишу», краеведческие игры.
Мониторинг обследования знаний детей на начало и конец периода.
План работы над проектом:
1. постановка проблемы (Что мы знаем о нашем городе, крае);
2. определение видов деятельности (как это сделать);
3. планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта;
4. выполнение проекта детьми и взрослыми;
5. обсуждение результатов проекта;
6. определение перспективы проектирования.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня знаний об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей предметно-пространственной среды,
6) выставки детских работ.
На этом этапе ведется работа по формированию у родителей специальных знаний, совместная деятельность осуществляется по схеме воспитатель - ребенок, ребенок - родитель, родитель – воспитатель.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей.
Тематическое планирование работы над проектом в старшей группе:
Сентябрь - Моя семья
Октябрь - Мой дом
Ноябрь - Путешествие по улицам нашего города
Декабрь - Природные богатства нашего края (животные)
Январь - Природные богатства нашего края (растения)
Февраль - Защитники Отечества
Март - Кто работает в нашем городе
Апрель - Предприятия нашего города
Май - Наши праздники, символика города
Алгоритм деятельности воспитателя при организации совместной деятельности:
1 шаг. Поставить цель.
2 шаг. Вовлечь дошкольников в решение проблемы.
3 шаг. Наметить план движения к цели.
4 шаг. Обсудить план с семьями.
5 шаг. Совместно с родителями и детьми составить план-схему проведения проекта.
6 шаг. Собрать информацию по теме проекта.
7 шаг. Провести совместную деятельность: игры, наблюдения, экскурсии.
8 шаг. Дать домашние задания родителям и детям.
9 шаг. Поощрять самостоятельность участников проекта в поиске необходимого материала, информации, изготовлении книжек - самоделок, поделок, рисунков, альбомов.
10 шаг. Организовать презентацию проекта, составить книгу, альбом совместно с детьми.
11 шаг. Подвести итоги.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями при работе над проектом «Край, в котором мы живем»:
Сентябрь
Анкетирование «Какие мы родители»,
консультация «Проектная деятельность старших дошкольников»,
творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи»,
сбор фотографий для альбома «Моя семья».
Октябрь
Конкурс рисунков «Мой любимый город»,
рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Транспорт на улицах нашего города»,
сбор фотографий для альбома «Мой город».
Ноябрь
Изготовление книжки-самоделки «Транспорт на улицах нашего города»,
кормушек для птиц; рекомендации по просмотру фильмов и мультфильмов, чтению литературы о животных и растениях нашего края.
Декабрь
Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Животные нашего края»
Январь
Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Растения нашего края»
Февраль
Консультация «Отмечаем праздники вместе с детьми».
Март
Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Профессии родителей»
Апрель
Консультация «Посещение выставки-музея ВНИИ Пчеловодства с детьми».
Май
Конкурс рисунков «Этот день Победы».
ДИАГНОСТИКА
Задания для определения уровня знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Моя семья»
Цель: Определить уровень знаний о семье и семейных ценностях.
Предварительная работа: беседы, занятия, сюжетно-ролевые игры.
Ход проведения: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать своих родителей и родственников, описать их.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда рассказывает о своей семье. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает своих родственников, иногда затрудняется называть их по имени или родству. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать родственников по имени или родству. На поставленные вопросы отвечает с трудом или не отвечает.
Задание 2. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (название своего города, района, домашнего адреса, знание зданий школ, почты, библиотеки, памятников).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Узнай здание», фотографии с достопримечательностями города.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник/здание.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Иногда обращается за помощью к взрослым.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 3 «Символика родного края»
Цель: Определить уровень знаний о флаге страны, гербе родного города.
Материалы: Герб города Рыбное, флаг России.
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Может объяснить символику герба города Рыбное. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 4. «Животный и растительный мир родного края»
Цель: Определить уровень знаний о животном и растительном мире края.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки, дидактические игры.
Ход проведения: Воспитатель задает вопросы о растительности, животном мире родного края, предлагает составить рассказ по тематической картинке или фотографии.
Оценка результатов.
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Обращается за помощью к воспитателю.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал о родном городе, крае из экскурсий, фильмов, книг.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка воспитателя, вспомогательные вопросы. Ответы даются без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь воспитателя и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, ребенок часто отмалчивается. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает свою семью, название города, края, свой адрес; называет и узнает по иллюстрациям достопримечательности, зеленые зоны родного города, названия улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города, может объяснить символику герба; называет народные праздники, природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает свою семью, название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники. Ответы даются без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь воспитателя и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.