инна ивлиева
Конспект занятия «Наш край, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наш край, в котором мы живем»
(Занятие вводное, ознакомительное).
Образовательные задачи :
-закреплять знания детей по теме «Россия», «Москва -столица нашей Родины»;
- расширять знания детей о родном крае - НАО;
- дать представления о расположении округа, об условном обозначении рек, озер, населенных пунктов на физической карте;
-активизировать словарь по данной теме; развивать связную речь;
Коррекционно- развивающие задачи:
-развивать зрительную и слуховую память;
развивать внимание, его устойчивость ;
Публикация «Конспект занятия „Наш край, в котором мы живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать ориентировку на плоскости (карте)
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край, за народ который живет в НАО, за его достижения, природные богатства.
Предварительная работа:
- занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме «Моя Родина –Россия. «Москва-столица нашей Родины»;
- рассматривание с детьми карты России, глобуса;
- разучивание ненецких национальных игр на физкультурных, музыкальных занятиях, прогулке;
- чтение ненецких сказок ;
-рассматривание альбомов, книг о природе родного края, труде взрослых;
- экскурсия в краеведческий музей.
Материал:
-карта России, округа (глобус) ;
- слайды с видами природы, времен года родного края;
- фотографии или слайды национальных костюмов коренного населения;
-портрет А. Пичкова, П. Явтысого;
- фотографии поселков округа (Красное, Несь и др.);
- слайды (фотографии) о труде геологов, оленеводов, рыбаков.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят кругу.
Педагог: (читает стихотворение)
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете,
Есть Родина своя.
А сейчас поиграем в игру «Вопрос-ответ». Ну, ребята не зевай на вопросы отвечай!
Педагог: Дети, как называется наша Родина, страна, в которой мы живем?
Дети: Ответы (Россия.).
Педагог:- Как называют народ, который живет в России?
Дети: Ответы (Россияне.)
Педагог: Назовите столицу России?
Дети: Ответы (Москва.)
(Детям предлагается подойти к карте рассмотреть ее и показать на ней расположение России, если затрудняются, педагог показывает границы нашей страны).
Дети садятся на места.
Педагог: Карта –это чертеж, на которой изображена наша страна. Россия - наша большая Родина, в которой мы живем.
2. Основная часть.
Педагог: В этой большой, необъятной стране России, у каждого человека есть своя малая Родина. Это тот край, город в котором он родился.
Мы с вами родились на Крайнем севере, за полярным кругом, на краю земли нашей страны России. Еще нашу территорию называют Заполярьем, потому что здесь долго длиться зима, где бывает полярная ночь, полярный день и короткое холодное лето.
Дети,как называется наш родной край?
Дети: Ответы (Ненецкий автономный округ.)
Педагог: Мы родились и живем на севере нашей страны, в Ненецком Автономном Округе.
(Педагог показывает на карте место нахождение НАО, линию полярного круга, сравнивает с территорией всей страны)
С севера наш округ омывают северные моря. Эти моря впадают в Северный Ледовитый океан. Здесь всегда холодно, лед на морях не тает даже летом. Этот край еще называют Арктикой. С юга территория НАО доходит до уральских гор. По всей территории нашего округа раскинулась тундра. Вот она наша малая Родина – Ненецкий автономный округ.
Дети, посмотрите на карте очень много значков, эти значки обозначают, что в нашем округе построено много деревень поселков.
Скажите, как называется наш город, в котором мы живем?
Дети: Ответы (Нарьян-Мар.)
Педагог: Нарьян -Мар –столица Ненецкого автономного округа, главный город нашей малой Родины. (показ на карте, слайды)
Вспомните, какие поселки вы знаете, в какие поселки ездили?
Дети: Ответы.
Педагог называет крупные поселки, показывает их на карте : Красное, Андег, Несь, Виска.
(Показ иллюстраций).
Педагог: Дети, посмотрите на карте множество голубых пятен и синих линий, это означат, что в округе много озер и рек.
Педагог: Назовите реку в нашем округе, на берегу которой расположен наш любимый город Нарьян -Мар.
Дети: Ответы. (Печора)
Педагог: Река Печора, самая длинная и широкая в нашем округе, она впадает в моря Северного Ледовитого океана, много в ней водиться разной ценной рыбы.
Еще на территории нашего края протекают маленькие речки Сула, Черная, Индига, Ома и много других рек и озер. (Показывает на карте.)
Ребята наш округ богат не только реками и озерами, но и своим животным миром. В лесу и тундре водится много разных зверей и птиц (показ слайдов)
Педагог: Посмотрите внимательно на иллюстрации и назовите знакомых вам птиц и животных.
Корреционно-развивающее упражнение «Узнай и назови»
Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Дети: Ответы.
Педагог: В нашем родном краю, очень красивая и живописная природа. По территории нашего округа тянется тундра и небольшие леса, поэтому нашу природу называют лесотундрой. (слайды природы в разное время года).
У детей на столах 4 иллюстрации с изображением природы нашего края в разное время года, д.
Педагог: Разложите картинки в правильной последовательности и назови времена года.
Коррекционно – развивающее упражнение: «Что сначала, что потом».
Дети выполняют задание.
Педагог: По территории округа тянется лесотундра, где растут разные растения (Показ слайдов)
- Дети, какие растения, ягоды, грибы вы знаете?
Упражнение «Узнай и назови».
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Физминутка.
До Севера нам, братцы, Ходьба на месте с замедлением,изображают
Так трудно добраться! уставшего человека.
На машине мы поедем, Имитируют управление рулем.
В самолете полетим, Ходьба по кругу, руки в стороны.
Сверху землю оглядим. Выполняют упражнение «Бинокль» (очки)
На корабле по морю-океану, Складывают ладони «лодочкой», подняв
Плывем с отважным капитаном, большие пальцы вверх. Выполняют
Вот впереди видна земля упражнение «Рыбка».
Приставляют ладонь «козырьком»
ко лбу, глядя вперед.
Вот он Север наш, друзья! Хлопают в ладоши.
Педагог: Территория округа богата полезными ископаемыми.
Геологи, нефтяники добывают много нефти и газа. Газом отапливаются дома людей, чтобы было тепло холодной зимой.
Из нефти вырабатывают бензин, им заправляют машины, самолеты.
В тундре живут и трудятся оленеводы. Они разводят и пасут большие стада оленей.
В морях, реках и озерах нашего округа бригады рыбаков ловят рыбу (семгу, нельму, сиг, омуль).
(Показ слайдов о труде нефтяников, оленеводов, рыбаков)
Наш край суровый, но красивый и богатый!
Педагог: Наш округ гордиться замечательными людьми : поэтами, художниками, писателями, которые в своих стихах, песнях, воспевают наш родной край.
Алексей Пичков, Прокопий Явтысый,- ненецкие поэты, написали много замечательных стихов о жизни ненцев, о природе родного края. (Показ портретов.)
Именем Алексея Ильича Пичкова названа библиотека в городе Нарьян-Маре.
Педагог читает отрывок из стихотворения П. Явтысого «Кочевье»
По земле ползет поземка,
Перепутывая тропы…
А олени бродят в тундре,
Снежный наст они копятят,
Вкусный ягель достают
И с оленями кочую
По заснеженным просторам
Люди знающие тундру,
Люди северных широт.
Вот какие интересные, талантливые люди живут и трудятся в нашем округе!
В НАО живет добрый и гостеприимный коренной народ - коми, ненцы и людей других национальностей: русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы.
И все они живут в мире и дружбе, трудятся на благо нашего округа.
(Показ слайдов с изображением национальной одежды ненцев, коми)
У каждого народа есть свой язык. Ненцы общаются на ненецком языке, коми на коми языке, татары на татарском языке, русские на русском языке, но с друг другом люди разных национальностей общаются на межнациональном языке – русском, потому что все мы живем в России, все мы -россияне.
Жители нашего округа любят свой край, свою малую родину, гордятся им!
Давайте назовем как можно больше хороших слов о нашем родной округе.
Коррекционно-развивающее упражнение «Назови какой?» (богатый, красивый, гостеприимный, большой, многонациональный, родной, любимый)
Цель: развитие словаря, умение подбирать и согласовывать прилагательные с существительным по смыслу.
Вот сколько замечательных, добрых слов мы сказали о нашем родном крае, о нашем округе.
3. Итог занятия.
Педагог: А сейчас мы проведем занимательную игру «Думай, думай, вспоминай, на вопрос мой отвечай!
-Как называется наша малая Родина?
-Назови столицу Ненецкого автономного округа?
-Назови самую длинную реку нашего края?
-Люди, каких национальностей живут в нашем округе?
-Назови профессии людей, которые добывают нефть, ловят рыбу, пасут оленей?
-Каких ненецких поэтов ты знаешь?
(Педагог подводит итоги викторины)
Педагог: читает стихотворение:
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы.
Страну российскую свою,
Родной свой край любимый.
Ребята а поэтесса И. Артеева и композитор Т. Артемьева, сочинили замечательную песню-гимн о нашем родном крае, давайте послушаем его.
Наш округ заполярный,
Родной, любимый край,
Тебе поем мы славу- живи и процветай!