Наталья Махно
Проект «Клуб юных исследователей» в старшей группе
▼ Скачать
Пояснительная записка
Дети по природе своей-исследователи. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Исследовательское поведение дошкольника- главный источник для получения представлений о мире.
Публикация «Проект „Клуб юных исследователей“ в старшей группе» размещена в разделах
Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Во время наблюдений, экспериментов и продуктивной деятельности детей в природе обогащается память детей, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Эксперименты- не сама цель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность детей.
Возраст детей: 5-6 лет.
Экспериментальная деятельность проводится в течение года, 1 раз в две недели по 20 минут.
Основное оборудование.
Приборы- помощники; увеличительные стёкла, компас, магниты.
Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объёма и формы.
Природный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, вата, песок, соль, камни, ракушки,
шишки и др.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, монетки, фантики от конфет и др.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители, карандаши, трубочки для коктейля,
Прочные материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.
Перспективное планирование
Октябрь: «Простые опыты с природным материалом»
Образовательные цели:
Познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом. Приучать детей делать зарисовки и отмечать результаты наблюдений.
Развивающие цели:
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитывающие цели:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Октябрь
Простые опыты с природными материалами.
Занятие1.
Опыт №1. «Исследование свойств природных материалов».
Цель: установить какие материалы имеют природное происхождение.
Исследовать взаимодействие природных материалов с водой.
Оборудование: одноразовые стаканчики с песком, камнями, семечками, веточками и ракушками, цветные карандаши.
Таз с водой, ложки одноразовые.
Опыт№2.
«Исследование поверхности природного материала методом отпечатков».
Оборудование: шишки, грецкий орех, кора деревьев, пластилин.
Опыт №3.
«Состав песка. Взаимодействие песка и глины с водой».
Оборудование: стакан с песком, лупа, лист белой бумаги, ложка, стакан с водой.
Занятие2.
Опыт№1.
«Исследование свойств почвы»
Цель: Узнать состав почвы. Сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействуют с водой.
Опыт№2.
«Сравнить сухую и мокрую почву; глинистую и песчаную».
Оборудование: почва, стакан с водой, ложки, лупа, белый лист бумаги.
Опыт№3.
«Сравнить результаты посадки луковиц в почву, глину и песок.
Оборудование: горшки с почвой, с глиной, с песком, три луковицы, вода и столовая ложка.
Занятие3.
Экологический проект
Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.
Игра «Туристы в лесу»
Цель: научиться бережно относиться к природе.
Оборудование: два таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластмассовых бутылок, пуговицы, пакет для мусора, палочка.
Ноябрь.
Простые опыты с бумагой. Образовательные цели: познакомить детей с основными свойствами бумаги. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
Занятие1.
«Исследование свойств бумаги»
Опыт№1.
Познакомиться с основными свойствами бумаги. Узнать, как сгибается бумага. Исследовать звук, который издаёт бумага при смятии. Проверить, сколько места занимает бумага в пространстве. Выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой.
Оборудование: газета, ткань, целлофановый пакет, коробки из-под обуви, ножницы, монетка.
Занятие2.
«Исследование бумаги на прочность»
Опыт№1.
Цели: Узнать, может ли бумага служить мостом. Можно ли удержать бумагой сыпучий материал. Исследовать режущие свойства бумаги. Исследовать прочность бумаги на разрыв.
Оборудование: тетрадный лист, горох или крупа, носовой платок, пластилин, полоски альбомного листа и картона, бумажные салфетки, шпагат, ножницы.
Занятие№3
Экологическая игра.
Опыт№1.
Цель: сравнить скорость разложения бумаги и полиэтилена в почве.
Экологическая сказка
Цель: узнать, какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.
Декабрь.
Простые опыты с водой
Образовательные цели
Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
Развивающие цели
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитательные цели
Воспитывать бережное отношение к воде.
Занятие1.
«Свойства воды»
Опыт№1
Цель: исследовать воду на вкус, имеет ли вода форму. Исследовать воду на прозрачность. Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане. Исследовать плавучесть предметов.
Оборудование: Три стакана с питьевой водой, сахар, лимон, молоко, таз с водой, монета, гвоздь, деревянная палочка, пластмассовая крышка, кусочки ваты и пенопласта.
Занятие2.
«Состояние воды»
Опыт№1.
Цели: убедиться в том, что снег и лёд состоят из воды, что пар состоит из воды. Исследовать различные состояния воды. Знакомство со строением снежинки.
Оборудование: поднос, термос с горячей водой, зеркальце, дуршлаг, стакан с водой, снег, лёд, лупа.
Занятие3
«Взаимодействие воды с другими веществами»
Опыт№1
Цель: наблюдать процесс попадания воздуха в воду, узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Оборудование: стакан с водой, трубочка для коктейля, зеркальце.
Январь
Занятие1
Опыт№1
Цели: исследовать растворимость продуктов в воде; узнать, какие материалы как пропускают воду.
Экологическая сказка
Цели: исследовать влияние на воду природного материала, исследовать причины загрязнения воды.
Оборудование: таз с водой, речной песок, камешки, листья; стакан с водой, в которую добавлена чёрная краска, фантики от конфет.
Февраль
Простые опыты с воздухом.
Познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере
проведения опытов с воздухом. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
Занятие1
Опыт№1
Цели: Ощутить давление воздуха при помощи веера. Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. Исследование давления воздуха. Проверить, есть ли в почве воздух. Почувствовать разницу между чистым и загрязнённым воздухом.
Оборудование: три листа бумаги разного формата (альбомный, тетрадный, и половинка тетрадного листа, воздушный шарик, воронка, ложечка, стакан с водой.
Занятие2
Опыт№1. Цели: исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе. Исследовать падение различных предметов в воздухе
. Оборудование: три тетрадных листа (один смять, монета, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.
Март
Занятие1.
Опыт№ 1 Цели: Наблюдать реактивную силу воздуха. Исследовать, перемещение воздуха в пространстве. Исследовать давление воздуха в мяче
Оборудование: воздушный шарик, мыльные пузыри, сдутый мяч, слабо надутый мяч, сильно надутый мяч.
Занятие2
Экологическая проект
. Опыт№ 1 Цель: выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения.
Март
Занятие1
Тема: «Что есть у каждого растения».
Цели: Обобщить знания детей о строении растений;
Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех растений;
Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по внешнему виду.
Оборудование: комнатные растения с разнообразными стеблями, листьями, цветами, листки бумаги, в нижней части, которых нарисованы контуры цветочного горшка, цветные карандаши.
Занятие2
Тема: «Может ли растение жить без воды. Есть ли вода внутри растения».
Цели: Выявить зависимость растения от жидкости;
Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
Доказать, что внутри растения есть вода;
Развивать умение детей планировать свою деятельность;
Развивать умение сравнивать;
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Оборудование: два травянистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стаканчика.
Апрель Занятие1
Тема: «Тёплая капелька»
Цели: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Занятия2
Тема: «Подводная лодка»
Цели: Обнаружить, что воздух легче воды;
Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды.
Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;
Оборудование: игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы.
Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов.
Май
Занятие1
Тема: «Живые тени»
Цели: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения;
Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.
Занятие2
Тема: «Солнечные зайчики»
Цели: Понять, что отражение бывает на гладких блестящих, и не только при свете;
Научить детей пускать «солнечных зайчиков;
Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времени года.
Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту.
Оборудование: зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за солнцем, за своей тенью.
Список литературы: А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
М. Султанова «Простые опыты»