Левина Татьяна
Семейный клуб «Заботливые родители»
▼ Скачать +Заказ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Программа
семейного клуба «Заботливые родители»
в группе
«Солнышко».
Срок реализации программы 3 года.
Составители:
воспитатели
Левина Т. Ю., Никитина Е. А.
Г. Вязьма 2019г.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Публикация «Семейный клуб „Заботливые родители“» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Актуальность.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. В ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 31.12.12 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость взглянуть на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с позиции ФГОС с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Как показывает практика, родители часто испытывают определенные трудности. Чтобы грамотно воспитать ребёнка в современных условиях, необходимо единство воспитательных воздействий не него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Резко ограничилось общение семей с социумом, окружающим миром, природой, что негативно сказывается на познавательно-речевом развитии, двигательной деятельности ребенка.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности. Поэтому мы решили организовать родительский клуб «Заботливые родители». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями в ходе реализации проекта, направлены на: повышение педагогической культуры родителей : сообщение им знаний, формировке педагогических умений, навыков, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Цель семейного клуба : Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Задачи семейного клуба :
1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями, объединить их в одну команду.
2. Повысить педагогическую культуру родителей, изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.
2. Создать действующую модель сотрудничества с семьями воспитанников, которая включает в себя интерактивные формы взаимодействия с семьей.
3. Разработать совместно со специалистами систему взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах физического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, психологического и речевого развития речи детей среднего дошкольного возраста.
4. Приобщить родителей к активному участию в жизни детей, группы и детского сада путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ
«Заботливые родители».
1 Общие положения:
1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
2. Основными принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
3. Участниками Клуба являются : родители детей, педагоги, медсестра ДОУ.
4. Непосредственным руководителями Клуба являются воспитатели группы.
5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
2 Основные направления деятельности клуба «Заботливые родители» :
1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
3 Права и обязанности участников клуба «Заботливые родители» :
3.1 Родители — члены Клуба имеют право :
• на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
• получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
• давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
• участвовать в планировании работы Клуба.
3. 2 ДОУ имеет право:
• на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
• внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
3. 3 ДОУ обязано:
• планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
• предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
• соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
3.4 Родители — члены Клуба обязаны :
• уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
• соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
• принимать активное участие в заседаниях Клуба.
4 Организация деятельности клуба :
4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
1. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагогов ДОУ.
2. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
3. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
4. Формы организации работы клуба :
• круглый стол;
• психологические тренинги;
• практикумы;
• мастер-классы;
• встречи с интересными людьми;
• решение педагогических ситуаций;
• обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
Так же на базе группы родители проводят ООД : английский язык для малышей, художественно-эстетическое развитие (рисование).
5 Административная поддержка деятельности клуба «Заботливые родители» :
5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба : выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
1. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
2. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
3. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
• коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
• личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
• содержательную — направленную на решение проблем;
• инструментальную — позволяющую выработать навыки
анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив
ной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
• умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Условия работы Клуба
Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:
• при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;
• занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;
• желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;
• желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
• занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
• для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
• также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;
• для проведения некоторых упражнений (например, рисования) необходим стол.
Построение плана-программы клуба «Заботливые родители»
Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба :
• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;
• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Педагогическая целесообразность :
1. Программа клуба «Заботливые родители» предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
«Забота о ребенке».
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.
«Просветительский».
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей : семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми дошкольного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.
«Реориентационный».
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.
• Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.
Направления воспитательной деятельности
Основные виды деятельности и формы занятий
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Тематические родительские групповые и общесадовские собрания.
Открытые занятия и тематические мероприятия для родителей.
Тематические круглые столы.
Разучивание стихотворений о своей стране, крае, городе.
Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.
Тематические вечера вопросов и ответов.
Проведение совместно с родителями творческих проектов.
Проведение открытых семейных праздников.
Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Встречи с родителями и прародителями «Наши профессии»,
участие в организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей».
Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.
Участие в подготовке и проведении семейных праздников.
Проведение профессиональных праздников в семье.
Проектная деятельность и проведение совместных исследований.
Изготовление подарков своими руками.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Расширение опыта работы с природой.
Забота о животных и растениях.
Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) Участие в создании выставок семейного художественного творчества.
Музыкальные вечера.
Экскурсионно-краеведческая деятельность.
Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Участие в художественном оформлении помещений, создание мини-музея «Народные промыслы».
Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.
Занятие народными промыслами.
Предполагаемый результат работы Клуба
В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Программа семейного клуба рассчитана на три года.
Программа работы семейного клуба «Заботливые родители» на 2019-2020 учебный год.
Тема Формы проведения Ответственные Материал Сроки реализации
1. «Возрастные
особенности детей 5-6 лет»
1. Анкетирование родителей
для выявления запросов, интересов, пожеланий родителей
2. Родительское собрание
«Возрастные особенности детей старшей группы»
3. Альбом
«Я расту» с фотографиями детей
4. Консультация для родителей
«Развитие познавательных способностей детей 5-6 лет»
Воспитатели
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Воспитатели Анкета
Памятка
Альбом
Папка – передвижка
Сентябрь
2.«Здоровье и безопасность, здоровый малыш» 1. Анкетирование родителей «Питание детей в детском саду»
2. Рекомендации
«Распорядок дня в осенне-зимний период времени»
3. Семинар-практикум на тему: «ОБЖ для дошкольников».
4. Конкурс
«Дары осени» поделки из овощей Воспитатели.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Анкета
Стенд
Памятки для родителей
Выставка поделок
Октябрь
3. «Волшебный мир красок» 1. Анкета для родителей по выявлению творческих способностей дошкольников и условий для художественной деятельности в семье.
2. Мастер-класс
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
3. Домашнее задание для родителей
«Нарисовать с детьми рисунок с помощью нетрадиционной техники»
4. Консультация «Арт-терапия для детей» Воспитатели
Воспитатели
Родители и дети
воспитатели Анкета
Памятка
Выставка рисунков
Папка-передвижка
Ноябрь
4. «Зимние забавы» 1. Консультация
«Прогулки вместе с детьми в зимний период»
2. Индивидуальные беседы «Зимние игры дома и в детском саду»
3. Мастер – класс
«Украшение к Новому году»
4. Домашнее задание для родителей «Поделки в мастерской Деда Мороза» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
родители
Родители Папка– передвижка
Памятка
Выставка работ
Декабрь
5. «Учимся красиво говорить» 1. Анкетирование
«Речевое развитие
Ребенка»
2. Беседа
«Фонематический слух как основа правильной речи»
3. Мастер – класс
«Настольный театр»
4. Театральная постановка
«Теремок»
5. Консультация «Игры на развитие словарного запаса дошкольников»
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
родители
Воспитатели
дети
Воспитатели Анкета
Папка-передвижка
Выставка,
благодарность родителям за изготовление настольного театра
Памятка, папка-передвижка
Январь
6. «Я счастлив, когда семья со мной» 1. Семинар с привлечением священнослужителя «Традиции семьи»,
2. Конкурс «Нетрадиционные спортивные тренажеры»
3. Праздник
«День защитника отечества» Воспитатели
Воспитатели
Музыкальный руководитель воспитатели
родители и дети
Фото- коллаж
Нетрадиционное спортивное оборудование
Фото – коллаж Февраль
7. «Играем вместе с детьми» 1. Консультация
«Чем занять ребенка дома?»
2. Беседы «Дайте детству наиграться»
3. Мастер-класс «Изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевым и музыкальным играм»
5. Совместный праздник «8 марта» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
музыкальный руководитель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Родители
воспитанники Папка – передвижка
Памятка
Изготовление атрибутов
Досуг Март
8. Итоги работы клуба 1. Чаепитие
2. Награждение активных родителей
3. Планирование тематики заседаний клуба на следующий учебный год.
Воспитатели
грамоты
Апрель
Литература:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. М., Издательство Сфера, 2005.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие. М., Айрис-Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.
4. Березина В. А., Виноградова Л. И., Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. СПб, КАРО, 2005.
5. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.