Кристина Агеева
Методические рекомендации «Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры»
Введение
Русская народная культура – это богатый источник знаний о традициях, обычаях, устоях и ценностях нашего народа. Важно с раннего возраста приобщать детей к этому наследию, чтобы формировать в них чувство патриотизма, уважение к культурным корням и интерес к традициям. Для детей 3-4 лет знакомство с русской культурой особенно актуально через игровые формы, так как в этом возрасте игра является основной деятельностью ребенка.
Цели методической разработки:
Публикация «Методические рекомендации „Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование интереса у детей 3–4 лет к русской народной культуре.
Развитие эмоциональной отзывчивости на фольклорные произведения.
Ознакомление с основными элементами русской культуры через игры, песни, сказки, хороводы и народные обычаи.
Задачи:
Познакомить детей с элементами русской народной культуры через игры, музыку, фольклор и предметы народного быта.
Формировать у детей уважительное отношение к традициям и обычаям русской культуры.
Развивать творческие способности детей через фольклорные игры и мастер-классы.
Развивать речь, память и внимание детей через народные сказки и пословицы.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет у детей формируются основные познавательные функции: речь, мышление, воображение и память.
Дети активно усваивают новую информацию через игру и эмоционально значимые формы взаимодействия. Поэтому знакомство с русской культурой должно быть организовано через игровые ситуации, песни, танцы, а также через эмоционально окрашенные формы общения – сказки, хороводы и совместные мастер-классы.
Формы работы с детьми:
Игровая деятельность
Знакомство с русскими народными играми, которые адаптированы для детей младшего возраста:
"Гори, гори ясно" – простая игра, в которой дети водят хоровод и поют.
"Золотые ворота" – дети проходят через "ворота" из рук, под веселую народную песню.
Музыкально-ритмическая деятельность Введение детей в мир русских народных песен и танцев:
Простые песенки (например, "Во поле береза стояла").
Хороводы под музыку, где дети держатся за руки и учатся двигаться в ритме.
Использование простых музыкальных инструментов (ложки, бубны) для ритмопластики.
Чтение народных сказок и пословиц. Важно начинать с коротких и простых сказок, например, «Репка», «Колобок». Сказки помогают развивать речь, логику, воображение, а также знакомят с основными нравственными ценностями.
После прочтения можно обсудить с детьми героев, их поступки, а затем разыграть небольшие сценки.
Мастер-классы и творчество. Дети очень любят что-то делать своими руками, поэтому можно организовать мастер-классы, на которых они смогут познакомиться с элементами русского народного искусства:
Роспись деревянных ложек – дети раскрашивают ложки яркими цветами.
Создание кукол из ткани – знакомство с традицией создания обереговых кукол.
Праздники и обряды. Проведение мини-праздников, связанных с народными календарными праздниками:
Масленица – можно сделать чучело зимы, рассказать о традициях этого праздника и организовать игровой обряд проводов зимы.
Иван Купала – можно провести веселые игры с водой и цветами, рассказать о традициях этого праздника.
Примерное содержание занятий:
Тема занятия: "Русские народные сказки"
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Материалы: Иллюстрации к сказке «Колобок», куклы для театра. Ход занятия:
Вступительная беседа о сказках.
Чтение сказки «Колобок».
Обсуждение с детьми героев сказки.
Театрализованная постановка сказки с участием детей.
Тема занятия: "Русская народная музыка"
Цель: Развитие ритмических навыков, знакомство с музыкальными традициями. Материалы: Музыкальные инструменты (ложки, бубенцы). Ход занятия:
Беседа о музыкальных инструментах.
Знакомство с русскими народными песнями.
Хоровод под народную песню.
Игра с музыкальными инструментами.
Заключение
Знакомство детей с русской народной культурой в возрасте 3–4 лет позволяет формировать в них базовые ценности и развивать творческие способности. Важно использовать игровой и эмоциональный подход, чтобы сделать процесс увлекательным и доступным для понимания.