МААМ-картинки

Методические рекомендации «Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры»

Кристина Агеева
Методические рекомендации «Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры»

Введение

Русская народная культура – это богатый источник знаний о традициях, обычаях, устоях и ценностях нашего народа. Важно с раннего возраста приобщать детей к этому наследию, чтобы формировать в них чувство патриотизма, уважение к культурным корням и интерес к традициям. Для детей 3-4 лет знакомство с русской культурой особенно актуально через игровые формы, так как в этом возрасте игра является основной деятельностью ребенка.

Цели методической разработки:

Публикация «Методические рекомендации „Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Формирование интереса у детей 3–4 лет к русской народной культуре.

Развитие эмоциональной отзывчивости на фольклорные произведения.

Ознакомление с основными элементами русской культуры через игры, песни, сказки, хороводы и народные обычаи.

Задачи:

Познакомить детей с элементами русской народной культуры через игры, музыку, фольклор и предметы народного быта.

Формировать у детей уважительное отношение к традициям и обычаям русской культуры.

Развивать творческие способности детей через фольклорные игры и мастер-классы.

Развивать речь, память и внимание детей через народные сказки и пословицы.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет у детей формируются основные познавательные функции: речь, мышление, воображение и память.

Дети активно усваивают новую информацию через игру и эмоционально значимые формы взаимодействия. Поэтому знакомство с русской культурой должно быть организовано через игровые ситуации, песни, танцы, а также через эмоционально окрашенные формы общения – сказки, хороводы и совместные мастер-классы.

Формы работы с детьми:

Игровая деятельность

Знакомство с русскими народными играми, которые адаптированы для детей младшего возраста:

"Гори, гори ясно" – простая игра, в которой дети водят хоровод и поют.

"Золотые ворота" – дети проходят через "ворота" из рук, под веселую народную песню.

Музыкально-ритмическая деятельность Введение детей в мир русских народных песен и танцев:

Простые песенки (например, "Во поле береза стояла").

Хороводы под музыку, где дети держатся за руки и учатся двигаться в ритме.

Использование простых музыкальных инструментов (ложки, бубны) для ритмопластики.

Чтение народных сказок и пословиц. Важно начинать с коротких и простых сказок, например, «Репка», «Колобок». Сказки помогают развивать речь, логику, воображение, а также знакомят с основными нравственными ценностями.

После прочтения можно обсудить с детьми героев, их поступки, а затем разыграть небольшие сценки.

Мастер-классы и творчество. Дети очень любят что-то делать своими руками, поэтому можно организовать мастер-классы, на которых они смогут познакомиться с элементами русского народного искусства:

Роспись деревянных ложек – дети раскрашивают ложки яркими цветами.

Создание кукол из ткани – знакомство с традицией создания обереговых кукол.

Праздники и обряды. Проведение мини-праздников, связанных с народными календарными праздниками:

Масленица – можно сделать чучело зимы, рассказать о традициях этого праздника и организовать игровой обряд проводов зимы.

Иван Купала – можно провести веселые игры с водой и цветами, рассказать о традициях этого праздника.

Примерное содержание занятий:

Тема занятия: "Русские народные сказки"

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Материалы: Иллюстрации к сказке «Колобок», куклы для театра. Ход занятия:

Вступительная беседа о сказках.

Чтение сказки «Колобок».

Обсуждение с детьми героев сказки.

Театрализованная постановка сказки с участием детей.

Тема занятия: "Русская народная музыка"

Цель: Развитие ритмических навыков, знакомство с музыкальными традициями. Материалы: Музыкальные инструменты (ложки, бубенцы). Ход занятия:

Беседа о музыкальных инструментах.

Знакомство с русскими народными песнями.

Хоровод под народную песню.

Игра с музыкальными инструментами.

Заключение

Знакомство детей с русской народной культурой в возрасте 3–4 лет позволяет формировать в них базовые ценности и развивать творческие способности. Важно использовать игровой и эмоциональный подход, чтобы сделать процесс увлекательным и доступным для понимания.

Публикации по теме:

Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 11:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Приобщение детей 3–4 лет к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Агеева (УИ 3039032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД