Людмила Черепова
Проект «Измерение величин в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Измерение величин в подготовительной группе».
Актуальность.
Публикация «Проект „Измерение величин в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Познавательно – исследовательская деятельность развивает у ребёнка умственные способности, самостоятельность мышления, мыслительные операции.
Наши дети в подготовительной группе стали старше, но по – прежнему ведущим видом деятельность для них остаётся игра. И считаем, что эффективность обучения возрастает с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Наша задача - обеспечить ребёнку получить необходимый ему опыт в рамках экспериментальной проектной деятельности.
Тема «Величина» по нашему мнению является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность, которая формирует проектно – исследовательские умения и навыки, стимулирует познавательную активность, любознательность, самостоятельность в анализе полученных результатов. Развивается глазомер. Вследствие этого у них расширяются представления об относительности размера, способах его измерения.
Поэтому мы в группе организовали совместный познавательно – исследовательский проект по развитию математических представлений на тему «Измерение величин».
Убедили родителей, что дети хотели бы видеть своих мам и пап помощниками в данном проекте.
Донесли до родителей, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, т. е. переходить от действия с конкретными предметами к действию с числами и абстрактным понятием «Величина». Что такой переход требует развитой умственной деятельности ребёнка.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети не просто знакомились с разными видами измерения, но путём экспериментирования самостоятельно добывали ответы на многие вопросы. Дети чувствовали свою причастность к открытиям.
Участие в совместном познавательно – исследовательском проекте по математическим представлениям на тему: «Измерение величин» сформировало положительное отношение детей к умению экспериментировать, сомневаться и искать правильное решение, рассуждать, думать, делать выводы. Подвели детей к пониманию, что самыми точными способами количественных отношений является счёт предметов и измерение величин. Навыки счёта и измерение становятся у детей достаточно прочными и осознанными.
Паспорт проекта
Название проекта:
«Измерение величин в подготовительной группе»
Продолжительность проекта: средней продолжительности-
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Составитель проекта: воспитатель – Черепова Людмила Ивановна
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели
Цели проекта:
Формировать навыки измерения величин с помощью условной мерки.
Вовлекать детей и родителей в познавательно – исследовательскую проектную деятельность.
Задачи проекта:
Развивать у детей интерес к измерению величин.
Обучать измерению линейных величин с помощью условной мерки
Определять объём жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Познакомить детей с примерным измерением массы предметов с помощью весов
Уметь выделять объект измерения и мерку.
Понимать, что результат пересчёта зависит от величины мерки.
Начинать считать по заданной мерке, когда за единицу принимаем не 1, а несколько предметов.
Вести исследовательскую деятельность по делению предметов на 2-3-4-5 и т. д. равных частей.
Уметь называть части делимого (шестая, половина, треть и т. д.).
Обучать измерению линейных величин линейкой и определять результаты измерения в сантиметрах.
Учить измерять меркой, как дальнейшее раскрытие значения общепринятых мер измерения, с которыми знакомятся в школе.
Развивать интеллектуальную компетентность, способность к практическим и умственным исследованиям.
Развивать речевое планирование.
Развивать глазомер.
Воспитывать умение передавать впечатления и навыки в самостоятельной и творческой деятельности.
Мотивировать родителей исследовательской деятельностью.
Способствовать сотрудничеству педагогов, детей и родителей;
Развивать связную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей;
Совершенствовать стиль партнерских отношений, стимулировать самостоятельность;
Организация совместной детско – родительской деятельности
Предполагаемый результат:
Укреплять познавательный интерес к развитию математических представлений
Величина становится объектом элементарных математических действий.
Сформированы предпосылки к представлению о измерении величин условной меркой.
Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
Дети ориентированы на использование в повседневной жизни накопленных наблюдений, знаний впечатлений.
План проекта
Дата Содержание работы Участники
Подготовительный этап
Сентябрь Вхождение в проблемную ситуацию по усвоению материала «Для чего нужно измерение?».
Подбор и изучение материала для исследовательской деятельности.
Анкетирование родителей
Дискуссия с родителями «Величина, как объект элементарных математических действий»
Беседы с детьми и родителями по вовлечению в развёрнутый процесс исследования по измерению.
Проведение родительского собрания «Обучение измерению, как путь к общепринятым мерам измерения»
Рекомендации: «Способ измерения величин меркой».
Дискуссия с детьми: «О значении измерения величин, есть углублённое понятие числа, как ступенька к подготовке к школе».
Подбор литературы. Чтение и изучение литературы. Сбор информации.
Рекомендации: «Усвоение конкретных характеристик величин»
Консультации на тему: «Подбери мерку», «Передай ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки».
Памятки «Помоги ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части»
Подбор дидактического и раздаточного материала
Формирование коллекций мерок
Подбор и использование предметов, принадлежностей,
оборудования для исследовательской деятельности.
Родители Педагоги. Дети.
Основной этап Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Введение детей в познавательно – исследовательскую деятельность.
Экспериментирование по исследовательской деятельности: «Что значит длиннее, короче, шире, толще, тоньше, выше, ниже».
ООД – Конструирование «Дом» - по заданным меркам.
Досуг – «Виды измерения в прошлые века (пядь, сажень, локоть….)»
Реализация исследовательской деятельности в самостоятельных действиях, играх «Лего, постройки из конструктора, работа с бумагой»
Экспериментирование путей измерения «Поставим книги в полки».
Памятки «Мерка, как единица измерения»
Творческая деятельность «Подберём по видам измерения мерку» (верёвка, тесьма, полоска, палка, лента, банка, стакан, ложка и пр.).
ООД –Подвести к работе с линейкой при линейном измерении.
Исследовательская деятельность – «Как переставить тумбочку в нишу? Какие линейные измерения будем проводить и с помощью какой мерки?
Создание проблемной ситуации, заставляющую прибегнуть к измерению высоты, длины, ширины.
Правила по исследованию детей измерению линейных величин «Начни с конца, клади прямо, отмечай и отсчитывай меткой. Результат покажи цифрой».
Проблемная ситуация – Можно ли линейной меркой измерить объём?
Опыты по способам определения объёма жидких и сыпучих тел.
Исследовательская деятельность – определи с помощью мерки «в каком графине больше воды?»
Советы по выполнению измерения объёма – мерку заполнять до краёв.
Советы – Обозначай мерку меткой или точно считай.
Творческая деятельность – изготовление мерок для измерения линейных предметов и изготовление эквивалентных меток для отсчёта.
Исследовательская деятельность – Выбери мерки, которыми измеряют разные величины.
Исследовательская деятельность- Измерь шагами размер ковра. Почему разное количество получается в результате измерения.
ООД: Что служит меркой объёма. Подбери мерку и измерь объём гороха в банках.
Самостоятельная деятельность – Я сам создаю линейную мерку, по ней создаю конструкцию.
Творческая деятельность – зарисуем мерки.
Эксперимент - Результат пересчёта зависит от величины мерки?
Дидактическая игра: «Определи предмет по параметрам: длиннее, короче, уже, шире, выше ниже, толще, тоньше, больше, меньше».
ООД – Находим приёмы деления объёмных и плоскостных предметов на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. равных частей (путём сгибания, разрезания или измерения условной меркой).
Проблемная ситуация. Найти части делимого и назвать части деления: шестая, половина, треть и т. д.).
Дидактическая игра на части «Танграм»
ООД –«Что такое линейка – приём измерения».
Творческое воображение – Какое морское животное длиннее дельфин или тюлень, кит или морская корова? - развиваем глазомер.
Исследовательская деятельность – Проверь размер животных при помощи измерения линейкой.
ООД «Что такое весы? Виды весов. Познакомься с примерным измерением массы предметов при помощи весов.
Исследовательская деятельность «Измерь массу, покажи результат».
С/р. игра «Магазин» задействовать для игры весы - качели.
Игровая мотивация –Измеряем, сравниваем, считаем.
Совместный досуг по созданию и оформлению дидактических игр на тему «Измерение».
Совместное участие по оформлению альбома фотографиями и рисунками по измерению в группе идома.
Самостоятельная деятельность в повседневной жизни на применение навыков по измерению величин.
Итоговый этап Создать коллекцию линейных мерок.
Создание альбома детского рисунка – единицы измерения объёма.
Создание фотоальбома – измеряю в саду и дома.
Отчёт с презентацией.
Повторное анкетирование родителей.
Итоговый досуг по математике на измерение величин.
Анкета для родителей :
«Измерение величин в подготовительной группе»
Мы рады сообщить, что в нашей группе состоится совместный познавательно – исследовательский проект по развитию навыков математических представлений на тему: «Измерение величин»
Ваши дети хотели бы вас, уважаемые родители, видеть помощниками в данном проекте
1 – Согласны ли вы участвовать в совместном детско – родительском проекте по развитию математических представлений на тему «Измерение величин»?
2 – Необходимо ли уделять особое отношение развитию у детей умения ориентироваться в математических зависимостях между величинами?
3 – Считаете ли вы, что измерение величины есть объект элементарных математических представлений?
4 – Согласны ли вы, что измерение величины – это совокупность действий, выполняемых с помощью средств измерений (либо сравнения с эталоном - мерой?
5 – Готовы ли помочь ребёнку провести измерение физической величины опытным путём, при помощью различных средств измерений – мерок?
6 – При измерении разных величин какие предметы для вас будут предпочтительнее служить мерками: тесьма, лента, палка, кусок верёвки, картонная полоска, банка, стакан, ложка, весы, гири и прочее?
7 – Измерение величин, это есть углублённое понятие числа, как ступенька в подготовке к школе?
8 – Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры?
9 – Готовы ли вы передать ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки?
10 – Готовы ли вы помочь ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части?
11 – Считаете ли вы, что у вас найдётся время и желание найти взаимопонимание с ребёнком по участию в экспериментировании в познавательно – исследовательском проекте? Аргументируйте свой ответ.