Юлия Адовскова
Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей у ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья музыкального руководителя Адовсковой Юлии Павловны на тему "Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей и коммуникативных навыков у ребёнка дошкольного возраста"
Музыканты, ну – ка встали
Вместе дружно заиграли
Шум и гам со всех сторон
Тили бом, тили бом
Дирижёр оркестром правит
Быстро музыку подправит!
Актуальность детского оркестра заключается в его влиянии на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Вот некоторые преимущества таких занятий:
Расширение сферы музыкальной деятельности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов.
Развитие музыкальных и творческих способностей. Игра в оркестре стимулирует совершенствование музыкальных памяти, внимания, чувства ритма.
Сплочение детского коллектива. Оркестр повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность и робость.
Воспитание дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, усидчивости, воли.
Создание основы для позитивного общения и социализации. Особенно важно это для дошкольников старшей и подготовительной групп, так как в этом возрасте закладываются основы коммуникации, впоследствии определяющие развитие детей в школе. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Детский оркестр — это форма коллективной музыкальной деятельности, в которой дети играют на музыкальных инструментах.
Существует несколько разновидностей детского оркестра:
Шумовой. Включает в себя разные виды ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Например, ансамбль ложкарей.
Ансамбль. Состоит из одинаковых или однотипных инструментов.
Смешанный оркестр. Включает в себя разные группы инструментов.
Игра в детском оркестре формирует у ребёнка чувство коллективизма, целеустремлённость, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за своё участие в общем деле
Коммуникативные навыки — это комплекс знаний и умений, который позволяет человеку эффективно общаться с другими людьми.
Они включают в себя способность слушать и понимать собеседника, умение выражать свои мысли и эмоции, а также умение устанавливать контакт и поддерживать общение на разных уровнях.
Некоторые основные виды коммуникативных навыков:
Умение слушать и слышать. Важно сосредоточиться на словах собеседника и при необходимости задавать уточняющие вопросы.
Умение выражать свои мысли. Нужно чётко и ясно формулировать свою мысль.
Умение сопереживать (эмпатия). Способствует более глубокому и искреннему общению, так как позволяет лучше понять эмоции собеседника.
Умение справляться со стрессом. Необходимо контролировать свои эмоции и оставаться спокойным, даже когда разговор принимает неприятный оборот.
Детский оркестр может быть эффективным средством развития коммуникативных навыков детей.
Первый блок заданий на занятиях оркестра помогает детям ясно и чётко излагать мысли, анализировать высказывания и точно понимать их смысл.
Второй блок направлен на развитие умений владеть различными эффективными способами общения, проявлять эмпатию и рефлексию в ходе коммуникации. Также он помогает формировать умения воспринимать информацию: правильно интерпретировать слова, понимать невербальные знаки (мимику, позы и жесты, воспринимать подтексты и другие проявления собеседников.
Третий блок заданий способствует становлению у детей осознания необходимости развития коммуникативных умений, необходимости проявлять положительные эмоции в ходе взаимодействия и коммуникации.
Кроме того, коллективная музыкальная деятельность в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность и робость.
Роль детского оркестра в музыкальном воспитании детей заключается в следующем :
Расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников и повышает их интерес к музыке.
Способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.
Развивает мышление, аналитические способности.
Развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.
Развитие эмоциональной отзывчивости, любознательности и активности.
Детский оркестр может быть эффективным средством развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Вот некоторые преимущества такого подхода:
• Развитие умения ясно и чётко излагать мысли. Также дети учатся анализировать высказывания и точно понимать их смысл.
• Формирование умений владеть различными эффективными способами общения. Дети учатся проявлять эмпатию и рефлексию в ходе коммуникации, правильно интерпретировать информацию, в том числе невербальную (мимику, позы и жесты).
• Развитие чувства товарищества и взаимопомощи. Совместное музицирование формирует не только специальные навыки и умения, но и развивает у детей чувство взаимопомощи, создаёт условия для возникновения дружбы.
• Формирование умения соотносить свои желания и стремления с интересами других людей. Чаще всего музицирование проводится на основе очередности звучания инструментов относительно других участников оркестра, поэтому дети учатся взаимодействовать и согласовывать свои действия.
Для развития коммуникативных навыков на занятиях детского оркестра можно использовать специально разработанный комплекс заданий, который включает три блока:
1. Первый блок способствует развитию умения ясно и чётко излагать мысли при ответе на конкретный вопрос педагога или сверстников.
2. Второй блок направлен на развитие умений владеть различными эффективными способами общения, проявлять эмпатию и рефлексию в ходе коммуникации.
3. Третий блок способствует становлению у детей осознания необходимости развития коммуникативных умений, необходимости проявления положительных эмоций в ходе взаимодействия и коммуникации.
Работая много лет музыкальным руководителем в детском саду, могу с полной уверенностью сказать, что самая любимая часть музыкального занятия в любой возрастной группе является – игра на детских музыкальных инструментах.
С приходом в детское дошкольное учреждение, проходя свой первый путь в адаптации, свои первые шаги в самостоятельную жизнь, ребёнок сталкивается с определёнными трудностями. Так как ему необходимо очень быстро стать самостоятельным среди незнакомых ему людей. Мы педагоги делаем для ребят пребывание в дошкольном учреждении максимально комфортным. Со стороны воспитателя определённые требования, а со стороны музыкального руководителя свои определённые стандарты. Но цель у всех одна – комфорт и развитие ребёнка каждой возрастной группы. Музыкальные занятия - это художественно - педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и ознакомлению с окружающим миром через музыкальные образы.
Приходя первый раз на музыкальное занятие ребёнок робко и с осторожностью делает первые шаги в мир музыки. Постепенно нарабатывая свой опыт и определённый «багаж» знаний. Если такая музыкальная деятельность например, как пение или танцевально – ритмические упражнения даются с определённой сложностью (в данный момент это ранний возраст, то погреметь в бубенцы, постучать в бубен, поиграть на ложках даётся легче всего и доставляет огромное удовольствие для маленького непоседы.
В начале нашего музыкального пути в разделе игра на детских музыкальных инструментах, мы начинаем с самого элементарного – знакомство с определённым инструментом, через стихи, картинки, умение держать и пользоваться тем или иным инструментом. С инструментами мы знакомимся в соответствии с программой ООП ДО. Знакомство происходит в игровой непринуждённой форме. Так же для того, чтобы держать в руках музыкальный инструмент, обязательно работаем на укрепление пальчиков, ребятам предлагаю поиграть в различные пальчиковые игры. В начале знакомства уже с музыкальным сопровождением я выбираю простые детские мелодии и инструменты даю одной группы. Например только ложки. Далее по мере усложнения. На втором году знакомства с новыми детскими инструментами мы добавляем что то другое. Делимся на две и три группы разных инструментов. Особенно мило смотрятся оркестры на праздниках ребёнок и родитель, предварительная подготовка родителей особо не требуется.
Конечно же всё более интересное и полноценный оркестр можно сделать со старшими дошкольниками. Это возраст 5-6 и 6-7 лет. Здесь уже я расширяю группы инструментов и дети выполняют различные варианты мелодии. Так же для старших дошкольников оркестры включаю в детские песни, где оркестр переплетается с текстом. В таком случае дети учатся слушать и слышать вступление и проигрыш в исполнении оркестрантов. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности
Игра на музыкальных инструментах - расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.