Светлана Николаевна Степанова
Математический кейс. Подготовительная группа. Тема: «Измерение длины».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Измерение длины»
Программное содержание:
Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения.
Публикация «Математический кейс, Подготовительная группа, Тема: „Измерение длины“,» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать воображение, мышление, память.
Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.
Материалы к занятию :
Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда.
Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
Ход занятия:
1. Зависимость результата измерения от величины мерки.
1) Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.
2) На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.
Воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
- Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
- Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
- Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
- А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).
3) На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т. д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.
2. Физкультминутка «Три медведя».
Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был -
С погремушками ходил.
З. Игра «Садовники».
Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
- Какой формы ваша клумба?
- Сколько у нее углов?
- Покажите верхние углы (нижние).
- Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
- А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
- Начинаем «сажать» цветы: «посадите» в верхний левый угол 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
- Какой угол остался свободным? «Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена. Дети должны определить, какая цифра пропущена.
4. Пальчиковая игра «Паук».
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
5. Игра: «Не ошибись».
Перед началом игры ведущий дает детям задание: «Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.
6. Игра: «Распутай клубок».
Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
3) Котенок размотал весь клубок.
Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.
7. Итог занятия.
- Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?
- Что нового и интересного вы узнали?
-Понравилось вам работать с мерками?
Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо.