Козлова Людмила
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Измерение длины». Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
-Учить измерять меркой.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике.
- Развивать навыки сотрудничества.
Методические приемы:
-игровой,
- наглядный,
- словесный,
- проблемно-поисковый,
-поощрение.
Формы работы:
Фронтальная,
индивидуальная,
подгрупповая,
совместная. Материал : квадраты различного размера, мерки.
Организационный момент: Приветствие.
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Но один никто не будет
Мотивационно - ориентировочный этап.
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу.
На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)
Воспитатель: Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей).
Практический этап.
Сравнение предметов по длине, высоте. Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины. Какая полоска длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее? (это значит больше по длине.) - Что значит короче? (это значит меньше по длине.) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.
- Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине, и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине, ширине, высоте, - что он меньше.
Физминутка «Буратино». Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Воспитатель: Давайте вместе измерим длину ленты. (измеряем локтем, пядью). Почему получились разные результаты?
Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.
Воспитатель: Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют, называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки.
Воспитатель: Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.
Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.
Воспитатель: Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей).
Сравните дорожки между домиками.
Сначала «на глаз», затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. (Ответы детей).
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Рефлексивно - оценочный этап. Воспитатель: Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки? (Ответы детей). Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии? (ответы детей).