Анастасия Димитрина
Этапы доречевого и речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы проводить качественную коррекционную работу, логопед должен знать:
- онтогенез развития речи и её предпосылки;
- симптомы механизмы;
- структуру речевого нарушения;
-методы, приёмы, средства коррекционного воздействия в соответствии с теми или иными нарушениями.
-возрастные особенности ребёнка.
Уровни доречевого развития:
1. Безусловно- рефлекторный. Первый голос, реакции, крики и плач, которые во втором месяце жизни становится дифференцированными.
2. Начало гуления. На втором месяце жизни появляется гуканье, как предвестник гуления. В 2-3 месяца состояние комплекса оживления возникает гуление, состоящее из заднеязычных и глоточных звуков с усредненными гласными.
3. Интонированное гуление. К 3 месяцам гуление становится более интонированным, а к 4-5 месяцам гуление может выражать свои потребности.
4. Лепет. В 6-9 месяцев появляется лепет. Если гулят все дети мира одинаково, то лепет состоит из звуков родного языка. Лепет более осознанный речевой акт и нарушается чаще. Дизартрия является верным спутником ДЦП.
Этапы речевого развития
1. Подготовительный от 0 до 1 года.
2. Преддошкольный от 1 года до 3 лет. Этот этап начинается с появления первых слов. Важно понимать, что в это время слова ребёнка носят обобщенный характер, одно и то же слово может обозначать и предмет и эмоцию и целую фразу. К концу второго года жизни у ребёнка в запасе уже несколько сотен слов и простые двухсловные фразы, а к концу третьего года жизни уже приобретает грамматическое оформление. Звукопроизношение: приблизительно к двум годам у ребёнка уже сформировано нормирование всех звуков раннего онтогенеза, сложные всегда могут добиваться губно-зубные, а к трем годам появляется звуки Ль и Й и мягкие пары свистящих.
3. Дошкольный от 3 до 7 лет. В этот период происходит активный рост её уточнение словаря. От 4 до 7 лет ребёнок пользуется простыми распространёнными предложениями, в этот же период формируется все грамматические категории. К пяти годам в речи появляется уже сложные предложения, ребёнок может пересказать сказки и другие тексты.
Звукопроизношенияе- в 3- 3.5 годам появляются свистящие звуки. 4-4 -5 годам шипящие. В 5 лет звук Л. 5.5-6 лет звуки Р и Рь.
В этот период полностью заканчивается формирование звукопроизношения.
4. Школьный от 7 до 17 лет. В этом возрасте освоении речи приобретает совершенно другой характер. Так же меняется форма усвоенной речи с устной в письменную. Уже ко второму месяцу жизни ребёнок начинает интонировать свой крик и плач, в зависимости от потребности.
Если крик и плач в этом возрасте- это больше рефлекторные голосовые реакции, то гуление - это уже социальное направление эмоционального окрашивания, общения со взрослыми.
Ведущей вид деятельности, на первом году жизни- это общение.
Ещё не освоив сегментные смыслы единицы речи, ребёнок уже учится взаимодействовать со взрослыми посредством просодики.
С появлением лепета, речь обретает такую характеристику, как публичность. Отсюда начинается формирование слоговой структуры слова. Около 9 месяцев- ребёнок ориентируется на просодические характеристики, чтобы понять взрослого. По мере появления первых слов и физиологических их эхолалии, ребёнок пытается повторить интонацию взрослого и управлять своим голосом.
Первые слова сопряжённы с использованием ударения, которое будет ещё не всегда соответствовать эталону. Темп речи в этом возрасте еще более медленный. К д2- 3 годам сильно возрастает словарный запас и увеличивается длина фразы, но речевое дыхание ещё недостаточное, поэтому возникают паузы, нарушение плавности речи могут быть повторением слогов и слов.
В 4-летнем возрасте мелодичность уже схожа с речью взрослого, становится меньше пауз.
В преддошкольном возрасте- ребёнок уже осознанно овладевает вопросительной интонацией. Далее происходит совершенствование и сонастройка характеристик голоса.