Инна Дмитриевна Щербакова
Проект «Использование элементов устного народного творчества для развития речи детей с ЗПР дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : стимулирование речевого развития детей с ЗПР посредством устного народного творчества.
Задачи проекта :
1. Формировать восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка и малых форм фольклора.
2. Способствовать путем знакомства с фольклорными произведениями развитию слухового внимания, артикуляционного и слухового аппарата, пополнению и обогащению словарного запаса, разавитию самостоятельной речи младших дошкольников.
Публикация «Проект „Использование элементов устного народного творчества для развития речи детей с ЗПР дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, формировать способность к пониманию содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитывать положительное отношение к различным видам деятельности на основе элементов устного народного творчества.
5. Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.
Вид проекта : долгосрочный (1октября 2014 - 1июня 2015г.) познавательный, творческий, групповой.
Актуальность:
Главная задача педагога в области развития речи детей дощкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество в различных видах деятельности с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап (октябрь 2014г.)
Работа педагога:
- постановка целей и задач;
-подбор литературы и материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме проекта.
Работа с детьми:
-рассматривание книг, подаренных родителями и воспитателями детскому саду.
Работа с родителями:
-информирование о предстоящем проекте;
- акция «Подари книгу детскому саду».
2. Основной этап (ноябрь 2014г. -апрель 2015г.)
Работа педагога:
- изучение литературы по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»;
- создание картотеки «Потешки в работе с детьми»;
- создание книжки-раскладушки для родителей «Потешки в жизни нашей группы»;
- рассказывание детям сказок с использованием кукольного театра;
-оснащение предметно-развивающей среды;
- изготовление настольных печатных дидактических игр.
Работа с детьми:
- знакомство с потешками;
-рассматривание книг с потешками, беседы по иллюстрациям;
-использование потешек в режимных моментах и различных видах деятельности;
- пальчиковые игры, игры-иммитации, на основе потешек для детей;
-проговаривание потешек;
-дидактические игры по потешкам;
- чтение детям русских народных сказок;
-рассказывание сказок вместе с детьми с использованием настольного театра;
-художественно-творческая деятельность (аппликация, лепка, рисование);
-создание в группе стенда «Поляна сказок»;
-обыгрывание знакомых сказок.
Работа с родителями:
- создание раздела в уголке для родителей «Прочитаем с детьми»;
-консультации для родителей:«Читаем детям», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей», «Поиграйте с детьми», «Как читать детям сказки» ;
- демонстрация родителям книжки-раскладушки «Потешки в жизни нашей группы»;
- изготовление родителями кукольного театра;
- совместная деятельность педагога, родителей и детей по рассказыванию и обыгрыванию русских народных сказок.
3. Заключительный этап (май 2015г.)
-самоанализ, защита проекта, отчет по проекту;
-презентация для педагогов.