Ольга Цветкова
Проект «Использование мнемотехники по развитию памяти и связной речи у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Использование приемов мнемотехники
по развитию памяти и связной речи у детей с ОВЗ»
Проблема: Запоминание и заучивание материалов детям с ОВЗ дается с трудом, также детям любых категорий необходимо развивать связную речь. Перед нами стоит задача найти и опробовать новые способы для развития внимания, памяти и связной речи у детей с ОВЗ.
Публикация «Проект „Использование мнемотехники по развитию памяти и связной речи у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Память. Развитие памяти у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вид проекта : практико-ориентированный, игровой
Длительность проекта : кратковременный (2 месяца).
Образовательные области: «Речевое развитие»
Участники проекта :
1. Дети с ОВЗ, посещающие пункт логопедической помощи.
2. Учитель-логопед: Цветкова О. Н.
3. Родители.
Актуальность.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в запоминании текстов, стихотворений. Наша задача найти эффективные способы, которые помогут им преодолевать данные трудности. Известно, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с ОВЗ служат приемы мнемотехники.
Цель: Научить детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Познакомить родителей приемам мнемотехники, чтобы облегчить процесс запоминания и восприятия художественной литературы.
Задачи:
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
Обогащение словарного запаса.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор информации для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы;
3 этап – заключительный – итоговый
Предполагаемый результат:
Сформированные коммуникативные навыки общения;
Повышения уровня мотивации к занятиям;
Развитость графо-моторных функций.
Формы работы
Сроки
Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с
методической литературой.
Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы.
Первая неделя ноября
Список использованной литературыПерспективный план работы с детьми по данной теме
Создание картотеки мнемотаблиц
Вторая неделя ноября
Наличие картотеки с мнемотаблицами
Подготовка ознакомительного буклета для родителей об использовании мнемотаблиц при заучивании стихотворений
Третья неделя ноября
Буклет для родителей
Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу;Заучивание стихотворения c детьми «Много игрушек в нашем саду» с использованием мнемотаблицы;
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» детьми с опорой на мнемотаблицу
Последняя неделя ноября- первая неделя декабря
Мнемотаблица на тему «Осень», мнемотаблица на стихотворение «Много игрушек в нашем саду», мнемотаблица на рассказ «Лисята», фотографии детей.
Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы
Вторая неделя декабря- третья неделя декабря
Мнемотаблица на стихотворение «Ходит осень в нашем парке», фотографии детей
В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы я решала так:
1) Изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;
2) Продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.
3) Самостоятельно составили мнемотаблицы по некоторым художественным произведениям.
Для практической реализации данного проекта были разработаны :
Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»;
Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;
Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.
Результаты:
В результате работы над проектом обогатился словарный запас детей, были созданы условия для развития связной речи. На протяжении всего проекта дети активно участвовали в составлении таблиц, придумывали собственные рассказы по таблицам и заучивали стихотворения по ним. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей.
В перспективе планируется:
Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
Разработка новых форм взаимодействия с семьей, приглашение родителей на мастер-классы, совместные мероприятия.
Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59-62.