Приложение МААМ

Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Ирина Марченко
Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

(тезисы выступленияч

на фестивале «Содружество – 2015»

воспитателя МБДОУ №16

города Невинномысска

высшей квалификационной категории

Марченко Ирины Геннадьевны)

Публикация «Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Применять данную технологию начинаю со второй младшей группы во второй половине учебного года, большую часть участия в проекте на данном этапе отводится родителям и педагогам. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом в работе с детьми дошкольного возраста. В своей практике наиболее часто использую следующие виды проектов :

исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна - проекты : «Покормите птиц зимой!», «Кто у бабушки в деревне живет?», «Что у бабушки в огороде растет?»

Основными задачами по реализации данного вида проекта выступают :

Развитие познавательных способностей детей : наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Систематизация знаний об окружающем мире;

Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.) проекты «Где прячется здоровье?», «Я человек»

Основные задачи данного вида проекта :

Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

Формирование установок толерантного сознания;

Развитие самопознания и положительной оценки.

творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) - проект «Масленица»

При реализации творческих проектов решались такие задачи, как:

Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;

Овладение различными видами творческой деятельности;

Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;

Вовлечение в дизайнерскую деятельность.

Анализируя результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты :

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Поводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

План работы методического объединения старших воспитателей на 2014–2015 учебный гг План работы методического объединения старших воспитателей отдела образования администрации г. Гуково на 2014–2015 учебный г. руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 19:47
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Марченко (УИ 332968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД