Наталья Абдураимова
Использование логопедической сказки в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель-познакомить педагогов с логопедической сказкой, используемой в развитии познавательной активности дошкольников.
Задача: познакомить педагогов с разнообразными методиками и приемами, которые оказывают положительное воздействие на развитие речи ребенка.
Участники: педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Использование логопедической сказки в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Материал: 4 зайца, медведь, санки, горка, картинки с изображением яблони, ежика, яблок, листьев березы, рябины, осины,
Ход мастера-класса
В своей работе использую разные педагогические технологии, одна из них технология личностно-ориентированного подхода к детям. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы, либо расторможены.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно-ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку
Максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является логопедическая сказка. Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок- подготовить детей с нарушениями речи к школе, развитие любознательности и познавательной мотивации.
Дети практически знакомятся с такими понятиями как предложение, слово, слог, звук.
Учатся различать эти понятия. Логопедические сказки небольшие по объему и просты по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Такая форма, как, инсценировка, побуждает включаться в деятельность как активных, так и застенчивых, и безинициативных детей.
Практикум
Выбор фокус-группы 4 человека. Педагоги рассаживаются за столы.
Уважаемые коллеги!
Давайте познакомимся. «Ладошки» (каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и. т. д.)
Сказка «Яблоня и ежик»
Как у нас в саду зеленом растет яблоня-краса, стройный ствол, густая крона подпирает небеса (пальчиковая гимнастика).
(По картинкам называют все части дерева).
Жил под яблонею еж, очень был собой хорош. И на папу, и на маму этот ежик чем похож? (рассматривают и называют части тела ежика)
Подул ветер (дыхательная гимнастика) и сорвал с яблони листочки. Яблоня обрадовалась? Удивилась?огорчилась? и попросила ежика помочь ей найти свой листочек, среди других листьев (образуют относительные прилагательные по картинкам, изображающим листья разных деревьев). Но яблоневого листа не нашли… чтобы порадовать яблоню, сделаем его сами (подделка оригами). Красивые получились листочки! А как они замечательно шуршат на ветру (слоговой анализ слова, автоматизация «Ш» в словах). Яблоня угостила ежика своими яблочками. Одно из них оказалось кислым., другое- сладким., внутри третьего сидел червяк., ежик удивился, поздоровался с червяком (психогимнастика). Осторожно положил это яблоко на траву… Но ему хотелось найти одинаковые яблоки. Собрал ежик пары яблок, попрощался с яблонькой и поспешил домой.
Цель: используя логопедические сказки можно работать и над речевым дыханием, автоматизацией поставленных звуков, развивать познавательную мотивацию.
Игра «Волшебная коробочка»
Логопед вносит в зал красочно оформленную коробочку.
Логопед- Я знаю, что Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочная коробочка, в ней "живут" персонажи сказок (перечисляет). Хотите с ними поиграть?
Играющие собираются вокруг ведущего и открывает коробочку. Достает персонажей сказки.
"Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала
А к концу ни стар, ни мал от нее не заскучал"
С интересной новой сказкой познакомлю всех сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять сказку можно начинать!
Чтение и пересказ сказки Т. А. Куликовской "Зайцы и медведь".
Стали зайцы зимой на санках кататься. И по одному, и вдвоем, и втроем, и вчетвером. Едут с горки, веселятся,смеются. От их шума проснулся Медведь в берлоге. Вылез, потоптал по снегу, Зайцы испугались, бросили сани на горке и за елкой спрятались. Подошел медведь к саням, подивился. А потом сел и поехал с горы. Наклонились санки, свалился Медведь в сугроб. Расхохотались зайцы. Увидел их Медведь, погнался за весельчаками. А снег в лесу глубокий, увяз косолапый. Рассердился и пошел опять спать в берлогу.
Беседа по содержанию:
-Что стали зайцы делать зимой?
-Как они катались с горки?
-Почему проснулся медведь?
-Почему зайцы испугались?
-Куда они спрятались?
-Чему подивился медведь?
-Почему зайцы расхохотались?
-За кем погнался медведь?
-Почему он увяз в снегу?
-Почему медведь решил вернуться в берлогу?
Распределение ролей с помощью считалки.
Стоит Мишка с пирогами. -Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?-Пироги не продаю,
Их я детям так даю!
Участник, на котором остановиться считалка, исполняет роль медведя.
Повторение чтение с установкой на инсценировку("актеры должны запомнить свои слова").
Инсценировка.
Приглашаются "актеры".
Логопед по ходу инсценировки подсказывает текст и действия. Ребенок (участник фокус-группы, который не мог повторить слова, показывает действия героя и наравне со всеми заслуживает похвалу-аплодисменты зрителей.
Логопедические сказки-отличный материал для пересказа. Их тексты доступны детям, в них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Проведение занятий не требует сложного оформления, можно надеть маски, прикрепить на грудь картинку или дать в руки игрушку, обознащающую героя. Занятия проводятся в игровой форме.
Рефлексия.
Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех участников фокус-группы за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны.
Инструкция к жетонам :если вас заинтересовал предложенный материал мастер-класса,вы будете его использовать положите желтый жетон.
Вас не заинтересовал предложенный материал мастер-класса, вы не будете его использовать в своей работе положите жетон красного цвета.
Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов.