Анна Пушкова
Проект естественнонаучной направленности «ЭкоМир» для детей 6–7 лет
Пояснительная записка
Большинство детей этого возраста увлечены процессом познания, им интересно узнавать новое, но в этом возрасте уровень сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе амбивалентен, задача педагога удержать интересы ребёнка к миру природы, например, через непосредственный контакт с живыми объектами, природными материалами. Концептуальной основой программы являются наблюдения и проектная деятельность, выполняемые детьми под руководством педагога и самостоятельно. Самостоятельно добытые знания о жизни природы наиболее личностно значимы, стимулируют дальнейшую познавательную активность младших школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Публикация «Проект естественнонаучной направленности „ЭкоМир“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
В целом, программа призвана расширить для ребёнка понятие «дом», помочь осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать всё прекрасное на Земле.
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Направленность программы – естественнонаучная.
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Данная программа реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида № 1» с. Константиново Московской области.
Программа построена на принципах:
НАУЧНОСТЬ
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
ДОСТУПНОСТЬ
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т. д.
ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельности подход – основа экологического образования дошкольника. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности в отношениях «ребенок – природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
ИНТЕГРАЦИЯ
В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном экологическом образовании и менее активно – в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
РЕГИОНАЛИЗМ
Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
СИСТЕМНОСТЬ
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этой позиции он тесно связан с принципами интеграции, целостности).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев.
Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи программы:
Обучающие:
• Обучение основам элементарных научных экологических знаний.
Развивающие:
• развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
• развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов;
• развивать интерес и любовь к родному краю;.
Воспитательные:
• Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; навыков экологически грамотного поведения в природ, привычку рационально использовать природные ресурсы;
• обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
• формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
Организация учебного процесса
Возраст обучающихся 6 – 7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 час в год, включая теоретический курс и практические занятия. Занятия проводятся на базе МДОУ № 1.
Занятия проводятся в соответствии с нормами САНПиН:
30 минут с переменками 1 раз в неделю (с детьми подготовительной к школе группы);
Форма занятий-групповые
Организация образовательного процесса предусматривает
экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно –экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации программы в детском саду созданы благоприятные условия: Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: огород; Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов; Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитанники должны знать:
Что изучает экология;
Примеры взаимодействия природы и человека;
Правила поведения в природе;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию детского сада;
Отслеживание результатов образовательной деятельности проходит с помощью систематического наблюдения за детьми; коллективного обсуждения с детьми результатов проводимых акций; участии в тематических выставках и конкурсах и т. д.
Успешность реализации программы зависит от её обеспеченности материально – техническими средствами, наличием методической базы, правильной организация и экологозация развивающей предметной среды группы детского сада.
Учебно-тематический план на 1 год обучения
№ п/п Тема Всего часов Теория Практика
1. Природа и человек: нормы поведения в природе 2 1 1
2. Птицы – наши друзья 5 1 4
3. Разнообразие растительного мира родного края 5 1 4
4. Животные в природе нашего края 7 5 2
5. Природа и человек 6 1 5
6. Мы – друзья природы 4 1 3
7. Красная книга – сигнал опасности 3 2 1
8. Мусор как фактор загрязнения природы 2 1 1
Итого 34 9 25
Содержание программы обучения
Природа и человек: нормы поведения в природе (2 часа)
Теоретические занятия – Правила поведения воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.
Теоретические занятия - беседа: «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», «Поведение в природе, поступки других людей».
Практические занятия – сезонные экскурсии,изготовление аппликаций,оформление плаката.
«Птицы – наши друзья» (5 часов)
Теоретические занятия- беседа «Почему птицы улетают в теплые края», чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.
Практические занятия – изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.
Разнообразие растительного мира родного края (5 часов)
Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений», просмотр презентации «Растительность родного края».
Практические занятия – озеленение территории детского сада, оформление гербария, сбор листьев, конкурс рисунков «Растительный мир».
Животные в природе нашего края (7 часов)
Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», просмотр презентации.
Практические занятия – дидактические и подвижные игры, лепка.
Природа и человек (6 часов)
Теоретические занятия – беседы, рассказы, просмотр видеофильма, викторина.
Практические занятия - сбор природного материала, выставка поделок из природного материала, изготовление карточек, буклетов.
«Мы – друзья природы» (4 часа)
Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое», наблюдения за живой и не живой природой, прослушивание аудиозаписи.
Практические занятия – экскурсия в природу, трудовые десанты: расчистка территории детского сада от листвы, конкурс плакатов на тему «Охрана природы», дидактические и подвижные игры.
Красная книга – «сигнал опасности» (3 часа)
Теоретические занятия – беседа, рассматривание Красной книги, просмотр мультфильма.
Практические занятия- игры.
Мусор как фактор загрязнения природы (2 часа)
Теоретические занятия – беседа: мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Просмотр мультфильма «Мальчик и земля».
Практические занятия - Игра «Освободим планету» (дети сортируют бросовый материал по контейнерам).
Методическое обеспечение программы
№ п/п Тема Форма занятия Обеспечение
1. Природа и человек: нормы поведения в природе Беседа «Как вести себя в природе», рассказ Н. Сладкова «Лесная книга жалоб», наблюдения за сезонные изменениями в природе, экскурсии, загадки, аппликация из листьев, дидактическая игра «с какой ветки детки», коллективная работа «Береги природу» Бумага, гербарий, ватман, клей, картинки, цветные карандаши, гуашь, кисточки, ножницы, салфетки, клеёнка с аппликациями из природного материала.
2. Птицы – наши друзья Рассмотреть иллюстрации птиц. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». Чтение рассказа К. Ушинского «Птицы» Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». Беседа «Чем мы можем помочь птицам», конкурс рисунков «Скворечники для птиц», изготовление кормушек совместно (дети и родители). Изготовление масок птиц. Картинки с изображением птиц, презентация «разнообразие птиц», проектор, ноутбук, картон, цветные карандаши, клей, ножницы, гуашь, подручные материалы для изготовления кормушек.
3. Разнообразие растительного мира родного края Прогулка, беседа, игра «Что где когда?» сбор листьев для гербария-изготовление, презентация «Растительность родного края», посадка деревьев совместно с родителями, конкурс рисунков «Растительный мир». Саженцы деревьев и кустарников, волчок, карточки с вопросами, лопаты, бумага, карандаши, гуашь.
4. Животные в природе нашего края Беседа «О братьях наших меньших», рассказ, наблюдения, загадки о животных, просмотр презентаций «Животные зимой», дид. и подвижные игры: «Помоги животному», «Кто здесь живет?», викторина «Угадай-ка»,. Выставка «Животные нашего края»(лепка) Картинки с избранием животных, макеты, костюмчики-шапочки зверей, проектор, нарисованные на ткани следы животных,ноутбук, пластилин, доски.
5. Природа и человек Беседы, рассказы, чтение стихотворений, сбор природного материала,изготовление, викторина «Знатоки природы». Просмотр видео фильма «Национальный парк лосиный остров». изготовление буклетов национального парка. Природный материал, клей, ножницы, картон, бумага. саженцы. фишки для игры знатоки природы, карточки, ноутбук, проектор, буклеты национального парка на каждого ребенка.
6. Мы – друзья природы Беседы «Природа как единое целое», наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки», прослушивание аудиозаписи звуков леса и пения птиц.
Трудовые десанты: расчистка территории детского сада от листвы. Оформление плаката совместно с родителями
«Охрана природы».
Детские грабли, ватман, краски, карандаши, репродукция картин русских художников посвященных лесу, аудиозаписи звуков леса и пения птиц, музыкальный центр.
7. Красная книга – сигнал опасности Беседа,рассматривание Красной книги, мультфильм «Животные Красной Книги» Игра "Где живут животные"
Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его".
Красная книга, картинки с изображением животных и растений, занесенных в красную книгу.
8. Мусор как фактор загрязнения природы Беседа «Загрязнение воздуха», просмотр мультфильма «Мальчик и земля», игра «Освободим планету» Бросовый материал, баки для раздельного сбора мусора, макет планеты Земля.
Мультимедийное оборудование.
Список литературы:
1. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,2003
2. В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
3. В. Н. Волочкова,Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Воронеж, 2006 г.
4. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
5. ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
6. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
7. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
8. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
9. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
10. Л. Г Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
11. О. В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В. В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
12. .А. И. Иванова «Живая экология», Москва 2005.
13. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М. : АРКТИ, 2001.
14. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2005. – 127 .