Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи»

Серафима Захарова
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка»

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной

направленности объединения

«Юные исследователи»

Срок реализации программы -2 года

Для детей 5 -7 лет

Пояснительная записка

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения „Юные исследователи“» размещена в разделах

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.

Ребенок рождается исследователем, его влечет неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить, что когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения.

Актуальность: детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми дает возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей проводить элементарные и доступные опыты.

2. Учить строить гипотезы, искать ответы на вопросы.

3. Учить делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Развивать мыслительные операции, делать выводы.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия.

2. Воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе, развивать чувство взаимопомощи, доброжелательности и отзывчивости.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Принципы реализации программы :

1. Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов.

2. Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.

3. Принцип дифференцированного подхода решает задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

4. Принцип деятельности — включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

5. Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Основные направления :

- специально организованное обучение;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

игры - занятия с элементами экспериментирования, простейшие опыты, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.

Общие правила при работе с опытами и экспериментами:

- эксперименты проводи в присутствии взрослых;

- не трогай оборудование без разрешения взрослых;

- ничего не пробуй на вкус без разрешения взрослых;

- будь осторожен с острыми, стеклянными предметами, не играй с ними;

- соблюдай тишину, не перебивай других;

- эксперименты проводи в специальной одежде.

Материалы и оборудование:

сосуды разной величины и формы из различного материала, микроскоп, зеркала, фонарики, коробочки с различными наполнителями, лейки, совочки, пластмассовые ложки, пластмассовые стаканы, природный и бросовый материалы, бумага разной фактуры, термометры, мыло, магниты, медицинские материалы, лупы, резиновые перчатки …

Ожидаемые результаты:

- Проявление интереса к исследовательской деятельности.

- Выдвижение гипотез, выполнение анализа, подведение итогов.

- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах.

- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира.

- Проявление активности при разрешении проблемных ситуаций.

- Развитие коммуникативных навыков.

Организационно-методическое обеспечение программы :

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации -2 года

Режим занятий – 4 занятия в месяц с сентября по май, во второй половине дня (каждый понедельник месяца). Продолжительность занятия 25 – 30 минут.

Работа с родителями:

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителями и детьми с целью ознакомления родителей с особенностями опытов и экспериментов.

Формы подведения итогов реализации программы :

Составление фотоальбома проведения опытов.

Методическая литература

1. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. - СПб. : ООО «Издательство

«Детство – Пресс», 2017. – 64с.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : Детство – Пресс, 2008. – 128с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)

3. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016. -128с. (Библиотека воспитателя)

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. –М. ; ТЦ Сфера, 2013. – 192с. (Ребёнок в мире поиска).

5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2015. – 333с.

6. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2017. -240 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.- 208 с.

8. Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 96с.

Перспективный план работы с детьми с детьми 5-6 лет

1 год.

Сентябрь 1. Экскурсия в опытно-исследовательскую лабораторию детсада

Познакомить с оборудованием, приборами детской лаборатории.

(Чистякова, стр. 41)

Весь материал лаборатории.

2. Песочная страна Выделить свойства песка, сравнить свойства сырого и сухого песка. (Сучкова, стр. 34; Чистякова, стр. 39; Тугушева, стр 27)

Песок, ведёрки, совочки, формочки, лейки с водой

3. Волшебная вода

Познакомить детей со свойствами воды. (Гуриенко, стр. 26,43; Нищева, стр. 222) Ёмкость с водой, сосуды разной величины и формы.

4. Чистая водица Познакомить с процессами очистки воды разными способами. (Сучкова, стр. 278) Ёмкости с речным песком, крахмал, промокательная бумага, воронка, тряпочка.

Октябрь 1. Определение пищи на вкус Учить определять пищу на вкус (не глядя на неё)

(Сучкова, ср. 248)

Контрастные по вкусу продукты

2. Вкус и запах Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

(Сучкова, стр301)

Продукты (шоколад, хлеб, огурец, рыба)

3. Свойства соли и сахарного песка Познакомить детей со свойствами сахарного песка и соли (Нищева, стр. 160; Гуриенко, стр. 45) Ёмкости с горячей водой, поваренная соль мелкого помола, сахарный песок, хлопчатобумажная нить.

4. Вкусный опыт Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твёрдых веществ.

(Дыбина, стр. 107)

Свеча, растительное масло, сахарный песок.

Ноябрь 1. Свойства муки Познакомить детей со свойствами муки

Мука, вода

2. Свойства масла Рассказать детям о применении масла в разных областях, об его свойствах

Растительные масла

3. Свойства яиц Расширять знания о свойствах продуктов

( Источник: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/opyty-dlya-detey-doma

Яйца сырые и варёные, бутылка, спиртовка.

4. Как замесить тесто Познакомить с составом теста

(Сучкова, стр. 197)

Мука, вода, яйцо, масло, сахар, соль.

Декабрь 1. Как с гуся вода Установить связь между

строением и образом жизни птиц. (Дыбина, стр. 79) Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, жир

2. Нефтяная речка Формировать представления о невозможности удалить нефтяную плёнку с поверхности воды. (Нищева, стр. 151) Пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, растительное масло

3. Птицы и нефть Формировать представление о пагубном влиянии на водоплавающих птиц загрязнения водоёмов нефтью. (Нищева, стр. 150)

Перья птиц, растительное масло

4. Свалка и дождь Формировать представление о проникновении в почву загрязняющих веществ. (Интернет, «Весёлая наука»)

Ёмкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка.

Январь

1. Волшебный снег Формировать представления о свойствах снега.

(Гуриенко, стр. 19)

Ёмкость со снегом, термометр.

2. Замёрзшая вода Познакомить детей со свойствами льда (Тугушева, стр. 22-23; Нищева, стр. 70-71) Кусочки льда холодная вода, картинка с изображением айсберга.

Февраль

1. Цветные льдинки Познакомить детей со способом изготовления ледяных игрушек.

(Интернет, «Весёлая наука»; Дыбина, стр. 49, 118)

Гуашь, вода, формочки.

2. Мыло - фокусник Познакомить со свойствами и назначением мыла. (Сучкова, стр. 196)

Кусочек туалетного или хозяйственного мыла.

3. Свойства материалов Познакомить со свойствами резины, пластмассы, дерева (Дыбина, стр. 48 -49)

Предметы из дерева, пластмассы, резины; спиртовка.

4. Коробочки с секретом Выявить причину ослабления звука. (Дыбина, стр. 105)

Коробочки с предметами разных материалов.

Март

1 Фокусы с магнитами Помочь определить свойства магнита

(Горошилова,стр. 67; Нищева, стр. 72)

Магниты, ёмкость с водой, скрепка

2. Волшебные краски Познакомить детей со свойствами акварельных, гуашевых и масляных красок. (Интернет, «Весёлая наука»)

Краски, вода, растворитель.

3. Кисточка -волшебница Формировать представления об основных и вспомогательных цветах

(Нищева, стр. 52)

Краски, палитра, пиктограмма цветов, кисточки

4 Краски природы Познакомить детей с натуральными красителями

(интернет «Мои первые эксперименты»)

Свёкла, черника, черноплодная рябина.

Апрель

1. Торнадо в бутылке Показать детям процесс образования смерча (интернет «Мои первые эксперименты») 2 большие пластиковые бутылки, краска или блёстки, вода

2. Искусственная пещера Показать детям процесс образования пещер. (интернет «Мои первые эксперименты»)

Сульфат магния в порошке, 2 стеклянные банки, 2 пластиковых грузика

3. Белоснежные лошадки Сформировать представления о образовании облаков. (Нищева, стр. 211) 3-х литровая банка, кубики льда, горячая вода.

4. Вулкан Познакомить детей с природным явлением –вулканом, причиной извержения (Сучкова, стр. 314; Дыбина, стр. 173)

Картинка с изображением вулкана, сода, уксус, моющая жидкость.

Май 1. Посадка семян настурции Систематизировать знания о процессе посадки растений.

(Нищева, стр. 207)

Семена настурции, лейки с водой.

2. Игры на развитие зрительного восприятия Учить создавать образ при помощи геометрических фигур и прищепок.

(Нищева, стр. 201)

Прищепки цветные, геометрические фигуры.

3. Игры на развитие тактильно –двигательного восприятия Формировать умение на ощупь узнавать предметы и называть их признаки.

(Нищева, стр. 198)

Мешочки с фасолью,

предметами разной формы, величины, фактуры.

4. Заключительное занятие Помочь вспомнить игры-занятия. Предложить детям показать их самостоятельно. Весь материал.

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет

2 год

Сентябрь 1. Мир бумаги Познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги (Сучкова, стр. 140,253; Гуриенко, стр. 32)

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости, вода, ножницы.

2. Игры с бумагой Учить складывать лист бумаги, совмещать углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба.

Листы бумаги разной плотности

3. Удивительные плоды Закреплять навыки работы с бумагой, клеем. (Сучкова, стр. 270)

Вода, пластмассовые модели плодов, клейстер, тонкая бумага.

4. Мир животных Совершенствовать умение работать с бумагой, реализовывать возможности преобразования, доводить начатое дело до конца.

(Сучкова, стр. 308)

Бумага, клейстер, ножницы, краски, кисточки, клей, пластмассовые игрушки – животные

Октябрь 1. В мире стекла Помочь выявить свойства стекла; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

(Сучкова, стр. 206) Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости, стеклянный стакан.

2. Необычные кораблики Продолжать знакомить со свойствами стекла. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

(Сучкова, стр. 193)

Вода, две стеклянные бутылки, пробка, ванночка, салфетка,

лист бумаги.

3. Таинственные картинки Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

(Чистякова, стр. 24)

Цветные стёкла, рабочие листы, цветные карандаши

4. Стеклянный город Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.

(Сучкова, стр. 203) Краски разных цветов, стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка.

Ноябрь

1. Родственники стекла Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.

(Сучкова, стр. 95)

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, деревянные палочки.

2. Волшебные зеркала Познакомить со свойством зеркала.

Яблоко, два зеркала

3. Что отражается в зеркале Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. (Чистякова, стр. 35)

Зеркала, ложки, алюминиевая фольга, сковорода

4. Разные отражения Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.

(Сучкова, стр. 269)

Набор предметов, обладающих способностью отражения

Декабрь 1. Необычная картина Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины. (Сучкова, стр. 318)

Металлические опилки, парафин, магниты разной формы, ситечко.

2. Радуга в стакане Познакомить детей с понятием

«плотность»

(Собственная методическая разработка) Стаканы с водой, мерная ложка, сахарный песок, краски.

3. Наша группа Участвовать в коллективном преобразовании, учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, убедить, что от отношения к работе зависит её результат. (Сучкова, стр. 309)

Коробки разных размеров, бумага, ножницы, карандаши, клей, кисточка, схемы изготовления мебели.

4. Комнатный сад Участвовать в коллективном преобразовании объекта, самостоятельно придумывать и реализовывать свои замыслы в соответствии с общей целью.

(Сучкова, стр. 311)

Пластиковая ёмкость, высушенные растения, сухие веточки деревьев,

Январь

1. Что такое молния Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

(Чистякова, стр. 106)

Воздушные шары, шерстяная ткань, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.

2. Почему горит фонарик Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки

(Чистякова, стр. 110)

Иллюстрация с изображением ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик

3. Помоги Золушке Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

(Собственная методическая разработка)

2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

4. Электрический театр Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

(Чистякова, стр. 112)

Оргстекло размером 25 х40 см., папирусная бумага, булавки, хорошо просушенная шерстяная ткань

Февраль

1. Затухающие свечи Увидеть, что огонь горит при помощи воздуха, сжигая его. Железный поднос, 4 свечи, 3 банки разного размера, спички, секундомер.

2. Волшебные свечи Показать, как можно зажечь свечу без спичек. (Интернет, «Весёлая наука»)

Свечи, глицерин, марганцовка.

3. Салют Показать принцип фейерверка.

(Интернет, «Весёлая наука») Марганцовка, порошок древесного угля, железные опилки

4. Пишем книгу Совершенствовать графические умения, побуждать участвовать в коллективном создании книги.

Бумага, краски, картон, клей, нитки, карандаши.

Март 1. Чем измерить температуру? Помочь выявить принцип действия термометров.

(Сучкова, стр. 152) Вода разной температуры, ведёрки, пузырёк.

2. Чем измерить длину? Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины древности.

(Чистякова, стр. 74)

Линейки, сантиметровые ленты, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 м., шнур 1 м.

3. Всё увидим, всё узнаем. Познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением. (Чистякова, стр. 24) Лупы, маленькие пуговицы, мелкие камешки, семена кабачков, цветные карандаши.

4. Микроскоп Познакомить с новым прибором. Рассказать о его назначении.

Микроскоп,

Апрель 1. О «дрожалке» и

«пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука.

(Чистякова, стр. 94)

Линейка, тонкая проволока.

2. Как сделать звук громче Обобщить представления детей о физическом явлении- звуке. (Чистякова, стр. 95) Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор

3. Спичечный телефон Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

(Сучкова, стр. 132)

Два спичечных коробка, тонкая проволока, иголка, две спички.

4. Поющая струна Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков)

(Сучкова, стр. 328)

Проволока без покрытия, деревянная рамка

Май 1. Уличные тени Помочь понять, как образуется тень. (Сучкова, стр. 135)

Солнце, фонарь, навесы, деревья

2. Солнечные зайчики Научить пускать «солнечных зайчиков»

(Сучкова, стр. 137, 190, 325) Зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали

3. Радуга Познакомить с механизмом образования цветов

(Сучкова стр. 192, 328)

Миска, зеркало, белый лист бумаги.

4. Заключительное занятие Помочь вспомнить игры – занятия. Предложить детям показать их самостоятельно.

Весь материал лаборатории

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности «Дружные ребята» срок реализации образовательной программы 5 месяцев- с января по май 2017 года Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог г. Волхов.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гениальный малыш» Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №40 «Снегурочка» Название программы «Гениальный.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька» Принята на заседании Педагогического Совета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи»
Опубликовано: 12 августа 2019 в 14:50
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Серафима Захарова (УИ 1987815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД