Светлана Черепанова
Кружок естественнонаучной направленности «Занимательная лаборатория» (стартовый уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Публикация «Кружок естественнонаучной направленности „Занимательная лаборатория“ (стартовый уровень)» размещена в разделах
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
• Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Балашиха «Детский сад №38 «Познание», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Соответствие требованиям ФГОС:
• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013г. №1155).
• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОУ компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
• Положение о кружковой работе.
• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
• Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения города Балашиха «Детский сад № 38 «Познание»
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
• Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивают системное мышление.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:
Принцип научности:
• подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
• содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
• построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
• решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
• обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
• повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
• формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
• реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
• обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
• комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
• решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
• организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
• использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
• предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
• получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:
• взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;
• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности.
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).
8. Формировать основы логического мышления.
Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях :
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
• эвристические беседы, дискуссии;
• наблюдения за объектом;
• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
• проведение опытов и экспериментов;
• фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
• использование художественного слова;
• дидактические игры;
• ситуация выбора.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Содержательный раздел
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет предполагает:
Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий.
Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала).
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов).
Алгоритм организации детского экспериментирования
1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
2. Предлагает различные варианты ее решения.
3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
5. Применяет выводы к новым данным.
6. Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования
1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Ожидаемые результаты у детей:
1. Развитие познавательных способностей детей:
•Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
•Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
•Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
2. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
3. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
4. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
5. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
6. Формируются коммуникативные навыки.
Учебный план.
№ п/п Название раздела, темы Количество часов
Теория Практика Всего
Сентябрь-Октябрь Вода
«В гостях у Капельки»
Что такое «растворимость»?
Какие предметы могут плавать
1 4 4
Ноябрь
Декабрь В царстве замерзшей воды
Жидкие фокусы
Воздух
Игры воздушных пузырьков
Откуда берутся облака
Ветер и его подружка - ветряная вертушка
Изготовление игрушки «Парашютист»
Вулкан
Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
«Апельсиновое приключение»
1
1 5
1 5
2
Январь
Февраль
Март «Тайные чернила»
Игры с тенью
«Песчаное путешествие»
«Своды и песчаные тоннели»
«Песочные картины»
Звук
«Рупор»
Фокусы с монеткой
«Цветное молоко»
«Волшебный волчок»
«Вдвоём веселее»
Соломинка - пипетка
1
1
1 1
3
2
1
1
1
1 2
3
3
1
1
1
1
Апрель
Май Космос
«Моя планета»
«Почему, кажется, что звёзды двигаются»?
«Магнит - что это?»
Фокусы с магнитом
Как действуют магниты на предметы.
«Весенние цветы»
«Плывет, плывет кораблик»
Удивительные свойства мыльных пузырей
Мониторинг достижений детей
1
1
1
2
3
1
1
1 2
3
2
1
1
1
Содержание учебного плана.
Тема:
Цель:
октябрь
Вода
«В гостях у Капельки»
Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Познакомить детей со свойствами воды.
октябрь
Вода
Что такое «растворимость»?
Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
октябрь
Вода
Какие предметы могут плавать
Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент
ноябрь
Вода
В царстве замерзшей воды
Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).
Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.
ноябрь
Вода
Жидкие фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.
ноябрь
Воздух
Игры воздушных пузырьков
Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
ноябрь
Воздух
Откуда берутся облака
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.
ноябрь
Воздух
Ветер и его подружка - ветряная вертушка
Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.
декабрь
Воздух
Изготовление игрушки «Парашютист»
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.
декабрь
Вулкан
Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
декабрь
Апельсиновое приключение
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды
январь
Тайные чернила
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
январь
Игры с тенью
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
январь
Песчаное путешествие
Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
февраль
Своды и песчаные тоннели
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
февраль
Песочные картины
Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
февраль
Звук
Рупор
Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).
февраль
Фокусы с монеткой
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
март
Цветное молоко
Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета.
март
Волшебный волчок
Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
март
Перевё ртыши: «Вдвоём веселее»
Продолжать знакомить со свойством света. Расширить представления о смешении цветов.
март
Соломинка - пипетка
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
апрель
Космос
«Моя планета»
Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
апрель
Космос
«Почему, кажется, что звёзды двигаются»?
Установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта
апрель
Магнит - что это?
Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
апрель
Фокусы с магнитом
Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
Как действуют магниты на предметы.
Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
май
Весенние цветы
Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах в воде
май
Плывет, плывет кораблик
Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность
май
Удивительные свойства мыльных пузырей
Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление.
май
Мониторинг достижений детей