Получи документы

Кружок естественнонаучной направленности «Занимательная лаборатория» (стартовый уровень)

Светлана Черепанова
Кружок естественнонаучной направленности «Занимательная лаборатория» (стартовый уровень)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Публикация «Кружок естественнонаучной направленности „Занимательная лаборатория“ (стартовый уровень)» размещена в разделах

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

• Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

• Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Балашиха «Детский сад №38 «Познание», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Соответствие требованиям ФГОС:

• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013г. №1155).

• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОУ компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

• Положение о кружковой работе.

• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

• Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения города Балашиха «Детский сад № 38 «Познание»

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

• Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивают системное мышление.

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

• подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

• содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

• построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

• решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

• обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

• повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

• формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

• реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

• обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

• комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

• решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

• организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

• использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

• предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

• получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:

• взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности

каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к

другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах

деятельности.

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.

5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.

6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).

8. Формировать основы логического мышления.

Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях :

• специально организованное обучение;

• совместная деятельность педагога с детьми;

• самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:

• эвристические беседы, дискуссии;

• наблюдения за объектом;

• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

• постановка и решение вопросов проблемного характера;

• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

• проведение опытов и экспериментов;

фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

• использование художественного слова;

• дидактические игры;

• ситуация выбора.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Содержательный раздел

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет предполагает:

Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий.

Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала).

Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов).

Алгоритм организации детского экспериментирования

1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

2. Предлагает различные варианты ее решения.

3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

5. Применяет выводы к новым данным.

6. Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования

1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Ожидаемые результаты у детей:

1. Развитие познавательных способностей детей:

•Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

•Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

•Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

2. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

3. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

4. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

5. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

6. Формируются коммуникативные навыки.

Учебный план.

№ п/п Название раздела, темы Количество часов

Теория Практика Всего

Сентябрь-Октябрь Вода

«В гостях у Капельки»

Что такое «растворимость»?

Какие предметы могут плавать

1 4 4

Ноябрь

Декабрь В царстве замерзшей воды

Жидкие фокусы

Воздух

Игры воздушных пузырьков

Откуда берутся облака

Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Изготовление игрушки «Парашютист»

Вулкан

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

«Апельсиновое приключение»

1

1 5

1 5

2

Январь

Февраль

Март «Тайные чернила»

Игры с тенью

«Песчаное путешествие»

«Своды и песчаные тоннели»

«Песочные картины»

Звук

«Рупор»

Фокусы с монеткой

«Цветное молоко»

«Волшебный волчок»

«Вдвоём веселее»

Соломинка - пипетка

1

1

1 1

3

2

1

1

1

1 2

3

3

1

1

1

1

Апрель

Май Космос

«Моя планета»

«Почему, кажется, что звёзды двигаются»?

«Магнит - что это?»

Фокусы с магнитом

Как действуют магниты на предметы.

«Весенние цветы»

«Плывет, плывет кораблик»

Удивительные свойства мыльных пузырей

Мониторинг достижений детей

1

1

1

2

3

1

1

1 2

3

2

1

1

1

Содержание учебного плана.

Тема:

Цель:

октябрь

Вода

«В гостях у Капельки»

Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Познакомить детей со свойствами воды.

октябрь

Вода

Что такое «растворимость»?

Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

октябрь

Вода

Какие предметы могут плавать

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент

ноябрь

Вода

В царстве замерзшей воды

Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

ноябрь

Вода

Жидкие фокусы

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

ноябрь

Воздух

Игры воздушных пузырьков

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

ноябрь

Воздух

Откуда берутся облака

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

ноябрь

Воздух

Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

декабрь

Воздух

Изготовление игрушки «Парашютист»

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.

декабрь

Вулкан

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

декабрь

Апельсиновое приключение

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды

январь

Тайные чернила

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

январь

Игры с тенью

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

январь

Песчаное путешествие

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

февраль

Своды и песчаные тоннели

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

февраль

Песочные картины

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

февраль

Звук

Рупор

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

февраль

Фокусы с монеткой

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

март

Цветное молоко

Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета.

март

Волшебный волчок

Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.

март

Перевё ртыши: «Вдвоём веселее»

Продолжать знакомить со свойством света. Расширить представления о смешении цветов.

март

Соломинка - пипетка

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

апрель

Космос

«Моя планета»

Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

апрель

Космос

«Почему, кажется, что звёзды двигаются»?

Установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта

апрель

Магнит - что это?

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

апрель

Фокусы с магнитом

Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Как действуют магниты на предметы.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

май

Весенние цветы

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах в воде

май

Плывет, плывет кораблик

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность

май

Удивительные свойства мыльных пузырей

Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление.

май

Мониторинг достижений детей

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Уровень культуры поведения вашего ребенка» Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье. 1. Считаете ли Вы важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей.

Детское экспериментирование в кружке «Занимательная лаборатория» Детское экспериментирование – замечательное средство познавательного развития дошкольников. Процесс познания – творческий процесс, и задача.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи» .

Дополнительная программа речевой направленности «Кружок «Речецветик» Дополнительная программа речевой направленности: Кружок «Речецветик» Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации: 1 год.

Игра как основой вид деятельности у детей с ОНР. 3 уровень Игра как основой вид деятельности у детей с ОНР III уровень. [/i] Игровая деятельность несет в себе большой развивающий и воспитательный.

Кружок по дополнительной образовательной программе естественнонаучной направленности «Познавайка» КРУЖОК ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЗНАВАЙКА» Дошкольный возраст – первоначальный этап.

Кружок «Занимательная математика» Кружок «Занимательная математика» Пояснительная записка Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Презентация «Мини-лаборатория «Лаборатория почемучек» Пояснительная записка Одним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является.

Уровень развития речи детей 2–3 лет Уровень развития речи детей в 2 года 1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 2. Малыши понимают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок естественнонаучной направленности «Занимательная лаборатория» (стартовый уровень)
Опубликовано: 17 октября 2019 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок естественнонаучной направленности «Занимательная лаборатория» (стартовый уровень)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Черепанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД