Ячмень Татьяна Яковлевна
Проект «Страна пальчиков» для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей средней группы (4-5) лет с ЗПР и ОВЗ
компенсирующей направленности «Страна пальчиков»
Автор проекта: воспитатель высшей категории Ячмень Т. Я
Цель проекта: Целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности ;
• сочетать проводимые упражнения (форма проведения – игра) с
• речевой активностью;
• проводить регулярную работу по развитию пальчиковой моторики;
Публикация «Проект „Страна пальчиков“ для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
повышать интерес младших дошкольников к проводимым упражнениям;
• укрепление физического и психического здоровья детей;
• активное участие родителей в реализации проекта.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (4-6) лет, компенсирующей направленности,педагоги, родители.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – апрель).
Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Актуальность
“Рука – это вышедший наружу мозг чело Н. Кант
«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский
В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.
Средства достижения поставленных задач:
-применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
-использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
-информационные листы для родителей;
-разучивание стихов, потешек ;
-консультации для родителей по теме проекта.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
В группе имеются:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
• грецкие орехи и шишки, шарики «Су-джок»; для массажа
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• •сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки;
• су-джок - мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие,
• металлические массажные кольца.
Ожидаемые результаты :
Для детей:
дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования, аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор;
Для родителей:
-Привлечение родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды;
-Повышение педагогической грамотности родителей;
-Проведение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики.
Этапы реализации проекта:
I этап- Подготовительный 1.09.2018г. -30.09.2018г.)
II этап-Реализация (30.09.2018г. -30.04.2019г.)
III этап-Заключительный (май 2019 г.)
Цель I этапа: Создание условий для реализации проекта.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники, подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей ЗПР.
2. Определить развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.
3. Подготовить материальную базу для реализации проекта.
4. Разработать цикл занятий.
5. Определить уровень знаний родителей по развитию мелкой моторики у детей через анкетирование.
Цель II этапа: Реализация системы работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными способами в художественной деятельности.
1. Реализовать цикл занятий с детьми.
2. Привлечь родителей к совместной работе по художественной деятельности.
III этап-Заключительный
Подведение итогов реализации проекта.
1. Провести анализ результатов.
2. Выявить уровень знаний родителей, их мнение о проделанной работе.
Показатели эффективности работы:
Развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения. Повышение компетентности родителей по данной теме.
Рекомендации к использованию проекта:
Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида в группах ЗПР при заинтересованности воспитателя, дополнительной организации развивающей среды и наличие системы в этом направлении.
Организация непосредственной образовательной деятельности: Проект рассчитан на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагогов во вторую половину дня.
Суть инициативы: Разработать и апробировать систему работы на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных методов в художественной деятельности.
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов: «Астрель», 2006
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов: «Астрель», 2006
План выполнения проекта
Деятельность воспитателя по проекту
Этапы Мероприятия
1. Выбор темы
проекта
Октябрь Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта
Анкетирование родителей с целью «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсомоторного развития и воспитания дошкольников».
2. Реализация проекта.
Ноябрь-апрель
Работа с детьми
1. Физическое развитие
Пальчиковый игротренинг
• массаж кистей рук:
-Массаж с помощью металлического колечка «Су-джок».
-Массаж ладоней с помощью массажных мячиков
-Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
2. Социально-коммуникативное развитие
• сюжетно-ролевые игры
• (Больница, Моя семья, Парикмахерская)
• настольно-печатные игры
3. Художественно-эстетическое развитие
• лепка из пластилина и с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• различные виды аппликаций
Развитие графической моторики
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
Конструктивное творчество
• конструирование: из бумаги в технике оригами,
• работа с конструктором ЛЕГО
Музыкальная деятельность
Игры детей на музыкальных инструментах
Театрализованная деятельность
• пальчиковый театр
• настольный театр
• театр игрушек
• кукольный театр
4. Речевое развитие
Чтение стихов А. Барто «Игрушки», сопровождая действиями
5. Познавательное развитие
развитие познавательно-исследовательской деятельности;
• -игры с фасолью, горохом
• -рисование манкой
• шнуровки
• застёжки
• вкладыши
• игры с прищепками
• пробками
• игры с мелкими предметами: паззлы,мозаика
Предметно-развивающая среда
Обогащение предметно развивающей среды дидактическими играми по мелкой моторики рук:
-игры с прищепками
-застёжки
-вкладыши
-шнуровки
-массажные мячи
-пружинки для массажа пальцев
-мячи «Су-джок»
-картотека пальчиковых игр по лексическим темам
-орехи для массажа ладошек
-конструкторы для игр
-театр игрушек
Работа с родителями
-Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком
-Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
-Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.
-Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
-Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
-Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». -Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
-Размещение информации на сайте ДОУ по теме
«Пальчиковые игры»
-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.
-Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
-Анализ проделанной работы по проекту - «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
3. Заключительный
Презентация на итоговом родительском собрании.
Презентация на педагогическом совете.
Фотоотчёт.