Наталья Таран
Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Золотая осень»
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : информационно-творческий
2. Продолжительность проекта : краткосрочный (30.09-04.10)
3. По составу участников: групповой
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
4. Актуальность проекта :
Осень - последняя,
самая восхитительная улыбка года.
Публикация «Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
(Уильям Каллен Брайант)
Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.
Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
В детском саду дети знакомятся с природой и с происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Ребёнок учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.
Осень – это прекрасная пора, преображающая природу до неузнаваемости. Пожелтевшие, налившиеся багрянцем листья, падающие с деревьев, по-осеннему ласковое солнце, освежающий ветерок – что может быть прекраснее?
Дети чувствуют красоту природы, тянутся к ней. У них возникает много вопросов, поэтому встаёт необходимость расширять представления об осени, знакомить с литературными произведениями, музыкой и живописью на эту тему, расширяя словарный запас детей, их представления о произведениях искусства.
5. Цель проекта :
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, систематизировать имеющиеся знания.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:
- расширять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период;
- углублять представления о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Речевое развитие:
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать монологическую и диалогическую форму речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства;
- воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
- развивать творческие способностей у детей.
Физическое развитие:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- создавать условия, при которых реализуются потребности детей в движении;
- развивать физические качества.
6. Задачи по работе с родителями:
- повысить интерес к работе ДОУ;
- повысить заинтересованность родителей в учебно-воспитательном процессе.
7. Пути реализации:
Подготовительный этап:
- определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта;
- разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями;
- подбор и изучение методической литературы;
- разработка конспектов занятий и других мероприятий;
- разработка и изготовление дидактических игр и пособий;
- подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
Практический этап (работа с детьми) :
Проведение непосредственно-образовательной деятельности
1. Познавательно-исследовательская деятельность: ознакомление с миром природы
«Осенины»
Цель: формировать представления о чередовании времён года.
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарём. Развивать познавательную активность.
2. Коммуникация: развитие речи
«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
3. Художественное творчество: рисование
«Разноцветная осень»
Цель: развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями. Расширять знания детей о признаках осени. Продолжать работу по обогащению словарного запаса; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
«Золотая осень»
Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит в ясный день. Продолжать учить составлять композицию сюжетного рисунка. Учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. Закреплять умение рисовать разные виды деревьев, совершенствовать навыки работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать чувство композиции, глазомер, воображение.
Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в рисунке. Продолжать приучать к аккуратности при выполнении работы.
4. Художественное творчество: аппликация
«Осенний листопад»
Цель: развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.
Уточнить понятие «листопад»; активизировать словарь детей по данной теме. Воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
5. Художественное творчество: лепка
«Золотая осень»
Цель: расширять знания детей о временах года, закрепить признаки осени, учить видеть красоту природы. Учить смешивать различные цвета, закрепить приёмы надавливания и размазывания, развивать мелкую моторику пальцев рук, умение работать, используя технику «Пластилинография». Развивать речь, память, наблюдательность, умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы. Воспитывать навыки аккуратности, поддерживать желание доводить начатое дело до конца.
6. Чтение художественной литературы
«Поэты и писатели об осени»
Цель: учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты. Демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях. Соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете.
Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения. Развивать память при заучивании стихотворения.
Беседы
1. «Что нам осень принесла?»
Цель: расширять представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
2. «Небо осенью»
Цель: уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием «облака» и «тучи».
3. «Вода и осадки»
Цель: расширять представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.
4. «Осень – добрая волшебница»
Цель: развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.
5. «У цветочной клумбы»
Цель: знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок, длинный, короткий (стебель).
6. «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.
7. «Растительный мир осенью»
Цель: расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
8. «Птицы осенью»
Цель: знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.
9. «Ветер»
Цель: расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.
10. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Дидактические игры
1. «Осенние приметы»
Цель: закреплять знания о приметах осени; развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
2. «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Цель: совершенствовать умение различать и называть фрукты; учить образовывать прилагательные; развивать устную речь, внимание, память.
3. «С какого дерева лист?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям; развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
4. «Доскажи словечко»
Цель: развивать внимание, память; совершенствовать знания об овощах и фруктах.
5. «Придумай сам»
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
6. «Вершки и корешки»
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Сюжетно-ролевые игры
1. «Осенняя ярмарка»
Цель: закреплять представления детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с народными праздниками, с русским фольклором. Совершенствовать игровые навыки детей : играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия, показать характер героев, передавать интонацию. Воспитывать и развивать творчество, артистизм. Доставить детям радость, зарядить их положительными эмоциями.
2. «Путешествие в осенний лес»
Цель: совершенствовать умение детей выполнять роль строителя; формировать навыки коллективного конструирования несложных построек;
закреплять знания детей о сезонных изменениях; закреплять навыки словообразования; учить детей взаимоотношению в игре, воспитывать дружелюбие, желание играть вместе.
Подвижные игры
1. «Овощи — фрукты»
Цель: развивать двигательную активность; учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду; развивать внимание, наблюдательность.
2. «Найди пару»
Цель: развивать двигательную активность; учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым; закреплять знания о форме, цвете и размере; развивать слуховое и зрительное восприятие.
3. «Туча и дети»
Цель: развивать двигательные способности.
4. «Дождик, дождик не мочи!»
Цель: развивать двигательные способности.
5. «Догони грибок»
Цель: упражнять в беге с увёртыванием; развивать умение действовать по сигналу.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию. Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
1. «Мы идём в осенний лес»
2. «Перелётные птицы»
3. «Осенняя одежда»
Физкультурные минутки
Цель: способствовать снятию усталости и напряжения, укреплению здоровья детей. Восстановить работоспособность, успокоить нервную систему. Учить координировать речь с движением, проводить работу над темпом и ритмом речи. Развивать творческое воображение, подражательность.
1. «Дождик»
2. «За грибами»
3. «Тучи дождевые»
Наблюдения
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
2. Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений осенью.
3. Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений осенью.
4. Наблюдение за небом
Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.
5. Наблюдение за листопадом
Цель: закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом.
Художественная литература
Цель: формировать интерес к чтению художественной литературы. Способствовать развитию монологической и диалогической речи детей. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, усидчивость.
1. И Токмакова «Деревья», «Дуб»
2. К. Ушинский «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Осень наступила»
4. А. Фет «Осень»
5. И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек", "Лес осенью"
6. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Прощание с летом"
Эксперементальная деятельность
1. "Почему цветы осенью вянут?"
Цель: установить зависимость роста растений от температуры окружающей среды и поступающей влаги.
2. «Листопад»
Цель: расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, развивать любознательность.
3. «Почему листья опадают?»
Цель: исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства
Цель: закреплять представления у детей о живописи, особенностях его жанров и средств выразительности. Вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему. Формировать эстетическое суждение и оценку.
1. Пейзаж:
С. Шишко «Листопад», «Осенний мотив»
И. И. Левитан «Золотая осень», «Туман», «Осень»
А. И. Куинджи «Осень»
Ознакомление с музыкальными произведениями
Цель: формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, народной музыки.
1. Песни:
«Осенняя песня» Н. Рубальская
«Осень раскрасавица» А. Бас
«Дождик озорник» «Грустный журавушка» З. Роот
2. Музыка для слушания:
украинские народные мелодии
«Краски природы» Н. Рубальская
«Времена года» Чайковский
Ознакомление с театральным искусством
1. «Колосок»
Цель: формировать умение имитировать характерные движения сказочных персонажей-животных.
Практический этап (работа с родителями) :
- памятка «Здоровье детей осенью»
- папка-передвижка «Что рассказать детям про осень»
Завершающий этап:
- выставка «Поделки из осенних листочков»
- музыкальное развлечение «Осенины»
- выставка рисунков «Осень золотая»
Методы и приёмы проекта :
Наглядные: наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация презентаций, просмотр видеофильмов о природе.
Словесные: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы, использование фольклорных материалов.
Практические: экологические, подвижные, дидактические игры, труд в природе, опыты и эксперименты.
8. Предполагаемый результат:
- расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
- совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками;
- активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- повышение эмоционального, психологического, физического развития детей.
9. Продукт предметной деятельности
Конспекты занятий и наблюдений, подборка дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, детские рисунки, фотоматериалы, развлечение, методическое оборудование для игр и занятий.
10. Литература
1. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 г. – 48 с
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. - 304 с.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика-синтез, 2008 г. - 96 с
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика-синтез, 2008 г. -96 с
5. Колдина Д. Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика-синтез, 2016 г. - 64 с
9. Интернет ресурсы:
- https://infourok.ru/
- https://maam.ru/
- https://infourok.ru/
- https://kopilkaurokov.ru/
- https://doshkolnik.ru/
- https://store-e.ru/