Прасковья Иннокентьевна Сидорова
Дидактические игры с природными материалами как средство сенсорного развития детей от 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тезис на тему “Дидактические игры с природными
материалами,
как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста”
Добрый день уважаемая комиссия. Позвольте вам предстаить мою
ВКР на тему “Дидактические игры с природными материалами, как
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Поделки из природного материала
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста”.
Актуальность данного исследования: с самого рождения ребенок начинает
знакомиться с миром через различные предметы и объекты, которые
окружают его. В этом процессе он узнает свойства, особенности и качества
окружающих вещей. Эта деятельность невероятно важна для развития
ребенка и позволяет ему лучше понимать мир, который его окружает.
Ребенок может самостоятельно изучать окружающие предметы, или же
взрослый может организовать этот процесс для ребенка. В дошкольном
возрасте благоприятные условия, которые способствуют сенсорному
развитию, помогают ускорить развитие психических процессов. Это в свою
очередь, облегчает адаптацию ребенка к учебной деятельности в младшем
школьном возрасте.
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры с природными
материалами как средство сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования
дидактических игр с природными материалами как средства сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
2) изучить содержание и методику сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста;
3) подобрать методики и провести диагностику уровня сенсорного
развития детей младшего дошкольного возраста;
4) доказать эффективность использования дидактических игр с
природными материалами как средства сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр с
природными материалами является эффективным средством сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы,
анализ и обобщение материалов;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение,
диагностические методики «Группировка игрушек» (Л. А. Венгер,
«Разбери и сложи матрешку», «Собери цветок» (Е. А. Стребелева).
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования предложенной системы дидактических игр с природными
материалами в процессе сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста. Применение дидактических игр с природными
материалами возможно как в ходе организованной образовательной
деятельности, так и во время самостоятельной работы детей.
База исследования: МБОУ «Арыктахская ООШ» школа сад.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.
В первой главе представлены теоретические основы сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста в дошкольных
образовательных организациях. Описаны психолого-педагогические
характеристики детей этого возраста, а также понятие и основные
характеристики сенсорного воспитания. Далее в этой же главе приводится
содержание и методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста. Важно отметить, что сенсорное воспитание предполагает создание
специальных условий для развития чувственной сферы ребенка и
формирования его сенсорного опыта. Это может быть достигнуто через
использование разнообразных сенсорных заданий и игр, которые
способствуют развитию органов чувств и усиливают восприятие
окружающего мира. Кроме того, авторы отмечают важность
индивидуального подхода к детям при проведении сенсорного воспитания,
учитывая особенности их психологического развития и потребности в
различных сенсорных впечатлениях. Таким образом, глава 1 подчеркивает
важность сенсорного воспитания в дошкольной образовательной
организации и представляет основы его теоретической подготовки. Это
может быть полезным для педагогов и специалистов, работающих с детьми
младшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ
«Арыктахская ООШ» школа сад. в сентябре-октябре 2022 года. В ней
участвовали 15 детей в возрасте от трех до четырех лет. Цель
экспериментальной работы – выявить уровень сформированности
представлений детей младшего дошкольного возраста о форме, величине
и цвете предметов. В ходе проведения исследования нами были
использованы методики «Группировка игрушек» (методика Л. А.
Венгера, «Разбери и сложи матрешку», «Собери цветок» (методики Е. А.
Стребелевой) [16]. На основании полученных данных можно сделать
вывод о том, что сенсорное развитие детей раннего возраста находится на
невысоком уровне, не все дети знают названия цветов и геометрические
формы, умеют сопоставлять предметы по величине и по форме. Для
улучшения результатов необходима организация и проведение
специальных занятий, включающих разнообразные задания и
дидактические игры с природными материалами.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение трех
месяцев (сентябрь 2022 – ноябрь 2022 гг.) и предполагал использование
дидактических игр с природными материалами для сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста. Отбор и
классификация применяемых нами дидактических игр с природными
материалами строилась на основе системы дидактических игр.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был
проведен контрольный этап, целью которого является изучение
эффективности использования дидактических игр с природными
материалами как средства сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста. На контрольном этапе эксперимента были
использованы те же методики диагностики, что и на констатирующем
этапе: методик «Группировка игрушек» (Л. А. Венгер). полученные
результаты свидетельствуют об эффективности использования
дидактических игр с природными материалами как средства сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста. Выдвинутая ранее
гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи были решены,
цель достигнута.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об
эффективности использования дидактических игр с природными
материалами как средства сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое
подтверждение, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Целесообразно и в дальнейшем продолжить данную работу с детьми.