МААМ-картинки

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста» (1 фото)

Светлана Николаевна Левина
Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Содержание проекта :

Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Публикация «Проект „Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Для ребят младшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Цель проекта : развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Актуальность проекта

Тема выбрана потому, что нельзя упустить время для развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, т. к. этот возраст является сенситивным периодом, благоприятным и важным для развития.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Проблема: организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека, учить выполнять правила игры.

Задачи проекта :

1. Создавать условия для активного развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

2. Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.

3. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь.

4. Развивать познавательную активность, творческие способности.

5. Формировать самостоятельность и инициативу в дидактических играх.

6. Укрепить связи между детским садом и семьёй.

7. Обогатить предметно-развивающую среду группы

Задачи словарной работы :

1. Обогащение словарного запаса детей новыми словами.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3. Активизация словаря.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов.

Гипотеза: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным, если:

- дидактическая игра используется целенаправленно и систематически;

- применяется комплекс методов и приемов, включающих в себя: беседу, объяснение, рассказ, показ наглядного материала, вопросы поискового и проблемного характера.

Ожидаемые результаты проекта :

Для детей :

1. Повышение уровня развития речи.

2. Расширение словарного запаса детей.

2. Умение обратиться за помощью к взрослым.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.

5. Умение самостоятельно играть в игры, проявляя инициативу

Для воспитателей:

1. Новые знания о развитии речи детей.

2. Желание работать в этом направлении.

3. Повышение самообразования.

4. Укрепление отношений с родителями.

Для родителей:

1. Сближение с детьми и педагогами.

2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Подготовительный этап:

1. Определение целей и задач.

2. Составление плана работы по реализации проекта.

3. Создание условий для проведения дидактических игр.

4. Подбор дидактических игр для реализации проекта.

5. Активное использование в совместной деятельности дидактических игр.

6. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

7. Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

Основной этап:

1. Проведение НОД по образовательным областям с использованием дидактических игр.

2. Создание копилки дидактических игр.

3. Организация для родителей выставки дидактических игр.

Работа с детьми.

1. Рассматривание иллюстраций

2. Слушание потешек

3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи

4. Игры с разработанными дидактическими пособиями.

Работа с родителями.

Консультации:

1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».

2.«В какие игры играет ваш ребёнок»

3.«Как развивать речь ребёнка»

4.«Развитие речи детей посредством дидактической игры»

5. Рекомендации

6. Привлечение к изготовлению пособий

Заключительный этап:

1. Проведение анализа проводимых дидактических игр.

2. Выявление, эффективности проекта.

3. Обогащение накопленного материала новыми идеями в последующей работе.

4. Создание картотеки дидактических игр

Промежуточный отчет реализации проекта :

В течение реализации проекта организовалась следующая работа с детьми: цикл занятий; игровые ситуации; дыхательные упражнения; пальчиковые игры; а также различные методы и приемы: наглядные, практические, словесные; индивидуальная работа с детьми; разнообразные дидактические игры : «Чудесный мешочек», «Что изменилось» (Игры с предметами, «Собери целое», «Кто скорее соберет», «Живое домино», «Подбери посуду для куклы», «Кукла Катя проснулась или обедает», «Скажи ласково», «Кто позвал?» и многие другие игры.

Проводилось диагностическое исследование уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста, используя методику В. В. Гербовой. Для проведения диагностики использовались дидактические задания в игровой форме: «Назови, что покажу», «Каждой веще свое место», «Когда это бывает?».

Работа с родителями

Консультации:

1.«Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»,

2.«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство улучшения речи», 3.«Давайте поиграем со шнуровкой»,

4.«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;

5.«В какие игры играет ваш ребёнок»

6. «Как развивать речь ребёнка»

День открытых дверей «Учимся, играя»,

Выставка дидактических игр «Рекомендуем для занятий с детьми в семье»; Картотека игр;

Индивидуальные беседы;

Анкетирование родителей;

Итоговое мероприятие-Вечер досуг «В гости к бабушке» с участием родителей и детей и др.

Результаты проекта :

1. Дети в конце проекта стали проявлять большую активность, появилась заинтересованность к дидактическим играм.

2. Активный словарь детей расширился и обогатился новыми словами, из речи устранились нелитературные слова.

3. Я, как педагог научилась с помощью дидактических игр управлять поведением детей в воспитательно - образовательном процессе.

По результатам данного проекта можно сказать, что проделанная работа показывает положительную динамику.

Перспективы работы в дальнейшем - большой потенциал несут словесные игры, т. к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Используемые пособия:

Дидактические игрушки, потешки, стихи, картины, карточки, книги, дидактические игры, различные фигурки животных, муляжи и картинки овощей и фруктов и т. д.

Используемые ресурсы:

1. Бубнова А. Х. «Развитие речи». - М., 2006 - 256 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991-160с.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. – М. : Просвещение, 1991-207с.

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Публикации по теме:

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для.

План работы «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное.

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования.

Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В современном мире, всё чаще живое общение детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 19:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД