Даша Черкашина
Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры как средство развития речи
детей младшего дошкольного возраста
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, что приводит к малому развитию речи. Хотя речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.
Публикация «Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Театральные игры - создают наиболее благоприятные условия для личностного и психического развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра - это творческий, вдохновленный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир и себя самого, своё место в этом мире. Играя дети накапливают знания, развивают мышление и воображение, осваивают родной язык, и, конечно же, учатся общению.
Дидактические игры
Игра «Один и много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.
Игровой материал: 1. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой- несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
2. Наборное полотно.
3. Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.
Описание игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.
Картинки и слова для упражнения могут быть такими:
Бельчонок-бельчата
верблюжонок-верблюжата
Львенок-львята
Поросенок-поросята
Орленок-орлята
Крольчонок-крольчата
Гусенок-гусята
Пингвиненок-пигвинята
Игра «Обобщения»
Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование. Лото.
Описание игры. Предложить детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т. д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спросить: «Кому нужна эта карточка?» Дети соответственно ответят: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т. д.
Правильная раскладка: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т. д. Игра проводится до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.
Игра в загадки
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Перед детьми на стол ставить несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т. п., и выразительно читать стишок-загадку. Отгадав загадку предложить взять в руки игрушку о которой речь в загадке из представленных. Отгадавший загадку считается выигравшим.
Выпуча глаза сидит,
По-чудному говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- На голове красный гребешок,
Под клювом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры. (Петух)
- Идет мохнатый, идет бородатый,
Рогами помахивает, бородой потряхивает
Копытами постукивает. (Козел)
- Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звезды)
Скатерть бела, все поле одела. (Снег)
- Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Игра «Кто это? Что это?»
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)
Описание игры. Сказать детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывать разные предметы, например: книга, стол и т. д. «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?».
Далее спросить: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показать на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т. д. и спросить у детей: «Как можно спросить? (Кто это)» Назвать разные предметы, а дети должны поставить вопрос «Кто?». Таким образом, постепенно подвести детей к понятиям «живой - неживой».
Пригласить девочку, а рядом поставить куклу и обратится к детям с вопросом: «Чем отличается Наташа от куклы?». Дети назовут различия и вместе придут к выводу, что девочка живая, а кукла – игрушка, неживая. Сравнение игрушки – медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выяснить, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подвести итог, что все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы – «Кто?».
Театрализованная деятельность
Подготовку к театрализованной деятельности проводится в несколько этапов:
а. Воспитатель выразительно читает произведение.
б. Проводится беседа, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»
в. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
г. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев и использовать специальные упражнения, проблемные ситуации например «Ты с этим согласен?».
Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
д. После беседы о том, что прочитано, необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов
Из многообразия средств выразительности в детском саду с детьми дошкольного возраста:
- формировать у детей простейшие образновыразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных, например, после слушания песни «Петушок» В. Витлина изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки и т. д. ;
- проговорить с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше? ;
- разыграть диалог двух персонажей: проговорить слова и действия за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети, угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
- читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обратите внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т. д.
- используйте споры, диалоги – в кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, а себе возьмите другой и ведите диалог, вовлекая в него малыша так, чтобы вызвать его изумление, удивление, возражения:
Воспитатель: Ребенок:
- Что у тебя? - Мячик.
- Да, нет, посмотри внимательно. - Вижу: мячик.
- Нет, не мячик, а кубик. - Кубик?
- Да, кубик, кубик! - Нет, не кубик, не кубик!
- В самом деле? А что же? - Мячик, мячик…
- Неужели мячик? - Да вот же мячик!
Подобные упражнения, развивают не только эмоциональную окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения использовать как на речевых занятиях, так и физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении поможет музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т. д.).
«При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)» пишет М. Д. Маханева.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).
Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.
Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т. к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.