Светлана Липихина
Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры своими руками»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра – это одно из средств всестороннего развития и является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Публикация «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактические игры способствуют : осуществлению задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Дидактическая игра дает возможность
- развитию познавательных и умственных способностей детей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, умению сравнивать, классифицировать, делать умозаключения.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря. Формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь. Дети учатся самостоятельно составлять рассказы о предметах, явления природы, и общественной жизни.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится бережному отношению к игрушкам, предметам, как продукту труда взрослых, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д
-сенсорному воспитанию: развитию сенсорных способностей, ознакомление с цветом, формой, величиной
В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость, нерешительность, неуверенность в себе. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры но и правила общения; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре; если начал игру с товарищами, не бросай ее без их согласия; помни, что к материалам для игр надо бережно относиться, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть, поэтому, закончив игру, сложи все в коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.
В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес к играм.
1 Игра: "Бабушкин дворик".
Цель: способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.
Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.
2 ИГРА "Развивалочка".
Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Дидактическая игра : «Волшебные резиночки».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие мышечной силы, межполушарного взаимодействия, развитие речи, внимания, зрительной и двигательной памяти, мышления, воображения; ориентировка на плоскости листа; закрепление цветов и оттенков, геометрических фигур;
Дидактическая игра : «Посади бабочку на цветочек».
Цель: Закрепить представление о 6 цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (форма, величина).
Дидактическая игра : «Помоги ежику».
Цель: Учить детей группировать овощи, фрукты. Распределять по цвету, назначению, вкусу.
Дидактическая игра : «Что лишнее».
Цель: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов по величине, среде обитания. Развивать наблюдательность, умение доказывать правильность своего суждения. Закрепить знания о насекомых.
Дидактическая игра : «Помоги Федоре».
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей. Закрепить знания о разных видах посуды. Формировать умение использовать посуду по назначению. Воспитывать внимание, развивать память, речь.
Дидактическая игра : «Подбери узор».
Цель: Учить детей создавать изображение по образцу, используя различные элементы. Создавать узоры по замыслу.
Дидактическая игра : «Закончи узор на коврике»
Цель: Учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения м/у его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Развивать творческие способности.
Дидактическая игра : «Что растет в саду, что в огороде»
Цель: Формировать навык у детей группировать овощи и фрукты, различать по форме и цвету, размеру.
Дидактическая игра : «Помоги Незнайке»
Цель: Формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, транспорт, предметы быта, одежда. Уметь различать и называть птиц (перелетные, зимующие, чем питаются.
Дидактическая игра : «С какого дерева лист»
Цель: «Закрепить знания детей о деревьях. Упражнять детей в нахождении нужного дерева по листьям, активизировать словарь детей ( название деревьев: береза, осина, ель, сосна кустарников: крыжовник, шиповник, рябина).
Дидактическая игра : «Каждый предмет на свое место»
Цель: «Упражнять детей в умении различать близкие цвета:
Красный и оранжевый, синий и голубой, синий и фиолетовый и др.
Дидактическая игра : «Бабочки».
Цель: Развивать у детей чувство симметрии. Умение составлять крылья у бабочки из одинаковых фигур по цвету, величине, форме, в зеркальной симметрии.
Дидактическая игра : «Оденем куклу на прогулку».
Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Дидактическая игра : «Кто где живет».
Цель : Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания, умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.