МААМ-картинки

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Анна Жилинская
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития

сознания»

(Э. Жак-Далькроз).

Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка. Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поскольку формирует у детей умение различать все средства музыкальной выразительности : высоту, тембр, длительность и силу звука.

Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкально-дидактическая игра, как игровой метод обучения, направлена на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

Основное её назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, активизировать пассивных детей к игре, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов.

Она обогащает детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Музыкально-дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате, дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку, у них формируются чувство товарищества, ответственности, коллективизма.

Главная задача дидактического материала - развитие у детей музыкального восприятия. Любые игровые действия помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем, применить их в своих действиях. Для выполнения задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения, варьировать игры, постепенно создавать и усложнять проблему.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда музыкальный руководитель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой, музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Я использую музыкально-дидактические игры во всех возрастных группах. Знакомлю детей с музыкальными инструментами, начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки (дудочки) помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.

В этом возрасте использую такие игры : «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.

На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.

В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе я использую такие игры, как «Лесенку», «Где мои детки?», «Чудесный мешочек», «Птицы и птенчики», «Курица и цыплята», «Угадай-ка» «Кто в домике живет?», «В лесу», «Зайцы». В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука : высоту, длительность, тембр, силу.

В средней группе задания усложняются. Больше уделяется внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки», «Угадай-ка» и т. д. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей : «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости». Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок». Игры, развивающие динамический слух : «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.

Все эти музыкально-дидактические игры развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям.

Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяю игру «Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах. Проводятся с пособиями в конце игры за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе игры дети выполняют правила.

Воспитывая устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая эмоциональную отзывчивость я применяю музыкально-дидактические игры с информационно-коммуникативными технологиями: презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря ИКТ дети лучше усваивают музыкальный материал.

При разучивании попевок я использую такие игры : «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры : «Веселые музыканты», «Мишка», «Полька бабочек», «Оркестр трех поросят», «Оркестр под елочкой», «Маленькая ёлочка». Для знакомства с инструментами использую игры : «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.

Я применяю музыкально-дидактические подвижные игры с ИКТ на праздниках и развлечениях «Паровозик Таки-Таки», «Новогодний паровозик». Используя такие игры у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.

В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру. Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. У них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Гномик». Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы, я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также игры помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую такие игры, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Веселый волчок».

Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский.

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Дидактические игры для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста на основе шахмат 1."Волшебный мешочек". Цель: Развивать тактильные ощущения, память. Закрепить умение различать шахматные фигуры, называть их. Правила игры:.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Театрализация дошкольников в рамках НОД как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей Театрализация дошкольников в рамках НОД, как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей. Искусство театра представляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жилинская (УИ 266622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД