Анна Жилинская
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития
сознания»
(Э. Жак-Далькроз).
Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка. Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поскольку формирует у детей умение различать все средства музыкальной выразительности : высоту, тембр, длительность и силу звука.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкально-дидактическая игра, как игровой метод обучения, направлена на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Основное её назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, активизировать пассивных детей к игре, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов.
Она обогащает детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Музыкально-дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате, дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку, у них формируются чувство товарищества, ответственности, коллективизма.
Главная задача дидактического материала - развитие у детей музыкального восприятия. Любые игровые действия помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем, применить их в своих действиях. Для выполнения задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения, варьировать игры, постепенно создавать и усложнять проблему.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда музыкальный руководитель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой, музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Я использую музыкально-дидактические игры во всех возрастных группах. Знакомлю детей с музыкальными инструментами, начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки (дудочки) помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
В этом возрасте использую такие игры : «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.
На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.
В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе я использую такие игры, как «Лесенку», «Где мои детки?», «Чудесный мешочек», «Птицы и птенчики», «Курица и цыплята», «Угадай-ка» «Кто в домике живет?», «В лесу», «Зайцы». В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука : высоту, длительность, тембр, силу.
В средней группе задания усложняются. Больше уделяется внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки», «Угадай-ка» и т. д. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей : «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости». Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок». Игры, развивающие динамический слух : «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Все эти музыкально-дидактические игры развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям.
Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяю игру «Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах. Проводятся с пособиями в конце игры за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе игры дети выполняют правила.
Воспитывая устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая эмоциональную отзывчивость я применяю музыкально-дидактические игры с информационно-коммуникативными технологиями: презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря ИКТ дети лучше усваивают музыкальный материал.
При разучивании попевок я использую такие игры : «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры : «Веселые музыканты», «Мишка», «Полька бабочек», «Оркестр трех поросят», «Оркестр под елочкой», «Маленькая ёлочка». Для знакомства с инструментами использую игры : «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.
Я применяю музыкально-дидактические подвижные игры с ИКТ на праздниках и развлечениях «Паровозик Таки-Таки», «Новогодний паровозик». Используя такие игры у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.
В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру. Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. У них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Гномик». Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы, я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также игры помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую такие игры, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Веселый волчок».
Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.