Елена Алекова
Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы :
1. единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
2. опора на активное и действенное познание окружающего мира;
3. связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
Публикация «Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
4. использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
5. решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
6. семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие). [29]
Цель метода, непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря, уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети, с помощью дидактических игр (разновидность развивающих, учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используют обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщают, классифицируют. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи. [29, стр. 69]
Рассматривание игрушек, как метод использования развивающих игр, способствует уточнению, закреплению и активизации словаря. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы: люди (фигурки детей, взрослых, жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда, которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. [29,стр. 72]
Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать игре «Кому, что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами : показом, пояснением, указаниями, вопросами.
Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). Картинка направляет, по мнению Ушинского, процесс формирования дара слова : «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно» [24]
Наглядность в равивающей игре представлена в предметах, которыми играют дети, они составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойство материалов (парные картинки, картинное лото, домино, тематические картинки и др.)
При помощи словесных пояснений, указаний, создание образных представлений, направляется внимание детей, упорядочивается, уточняется представления, расширяется опыт. Это способствует развитию и обогащению словаря дошкольников с общим нарушением речи.
Дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.
Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.
Очень важно варьировать методику повторений. Можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова логопедом и ребенком (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»). [29, стр. 71]
На каждом из этапов логопедической работы с ребенком при общем нарушении речи, эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка способа, хода и результата выполнения задания. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Список используемых источников :
1. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии - М. : Альянс, 2013.
2. Никитина Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М. : Просвещение, 1990.
3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М. : Владос, 1994.
4. Ушинский К. Д. Родное слово : К. Для учащихся / Собр. соч. - М., 1948.
5. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей – М. : Академия, 2013.