Елена Зуева
Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
▼ Скачать
ПРОЕКТ "Дидактическая игра, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Проект разработал, опробировал и внедрил
Воспитатель ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева»
Зуева Елена Александрова
Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Вид проекта: познавательно-исследовательский
По продолжительности: краткосрочный 2021-2022г.
По составу участников: групповой
Состав проектной группы: дети с нарушением зрения, воспитатель.
Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.
Цели и задачи проекта
Цель: создание многофункционального сенсорного пособия, необходимого для организации и проведения комплекса дидактических игр со старшими дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
• Изучение особенностей речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
• Анализ роли дидактической игры в развитии речи у данной категории детей.
• Создание авторского дидактического пособия для организации дидактической игры для детей с нарушением зрения.
• Предоставление практических рекомендаций в виде картотеки для педагогов и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, по использованию дидактического пособия для развития речи.
Область применения и назначение
Актуальность исследования обусловлена значимостью развития речи у детей с нарушением зрения для их полноценной социальной адаптации и успешного обучения. Несмотря на значительный прогресс в области специальной педагогики и реабилитации, до сих пор существует недостаточное количество исследований, посвященных дидактической игре как эффективному средству развития речи у данной категории детей.
Предполагаемая гипотеза: использование разработанного нами игрового сенсорного дидактического пособия способствует эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Я ожидаю, что использование, созданного мною сенсорного дидактического пособия, которое обладает тактильными и другими сенсорными характеристиками, в качестве средства развития речи, будет положительно влиять на речевое развитие детей с нарушением зрения в возрасте старшего дошкольного периода. Предполагается, что такое пособие будет стимулировать коммуникативные навыки детей, активизировать использование речи и способствовать более глубокому пониманию и усвоению языковых структур.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
- сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- составление проекта;
- подготовка к реализации проекта;
Констатирующий этап:
- диагностика
- создание авторского дидактического пособия
Формирующий этап:
- Знакомство и игры с пособием
Контрольный этап:
- диагностика
- сравнение результатов
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- итоговая презентация по реализации проекта.
Заключение
Апробация авторского пособия в работе с детьми старшей группы детского сада показала, что его можно рекомендовать для практической работы с детьми с патологией зрения.
По результатам исследования мы можем сделать вывод, что задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза о том, что использование разработанного игрового, сенсорного, дидактического пособия способствует эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, подтверждена.