Стратилатова Елена Николаевна
Проект «Что такое Новый год?» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Что такое Новый год»
Тип проекта : познавательно – творчески
Продолжительность проекта : среднесрочный (4 недели)
Место реализации: МОУ СОШ № 27
Возраст детей : старший дошкольный возраст
Публикация «Проект „Что такое Новый год?“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети, их родители. Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что за праздник Новый год?». Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество. Задачи:
1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года
3. Дать сведения о том, где живет Дед Мороз.
4. Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки.
5. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
5. Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми.
6. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику.
7. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год). 8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
9. Создать условия для детского творчества использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта.
10. Вовлечь родителей в подготовку праздника.
1этап. Подготовительный.
1. Выявление проблемы.
Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представления о празднике расплывчатые.
2. Определение темы.
3. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
4. Сбор информации от детей и родителей, что они знают о празднике, и что хотели бы узнать (беседы, анкетирование родителей).
5. Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративного материала, ролевых и дидактических игр.
6. Оформление уголка для родителей и сотрудников ДОУ о предстоящем проекте.
7. Составление перспективного плана в реализации проекта.
2этап. Основной, реализация проекта :
Мероприятия с детьми
1. Познавательное развитие.
- Рассказ воспитателя: «История Нового года», «История Деда Мороза», «Как отличить Деда Мороза от Санта Клауса?», «История елочных украшений», «Новый год у ворот».
- Презентации: «История празднования Нового года», «История Деда Мороза», «Как отличить Деда Мороза от Санта Клауса?» «История новогодних елочных игрушек».
- Беседа о правилах безопасности в Новый год.
- Экспериментальная деятельность: «Цветные льдинки».
- Рассматривание иллюстраций: «Старинные русские новогодние открытки», к стихотворениям: А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимняя дорога», «Зимняя дорога»; А. Фета «Мама! Глянь – кА из окошка…»; Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»; А. Блока «Снег да снег»; русской народной сказки «Снегурочка» (художник Татьяна Ситникова) и др.
- Дидактические игры: «Угадай кто?», «Найди самую большую и маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Бусы на елку», «Снежинки половинки». - Просмотр мультфильмов: «Дед Мороз и лет», «Снеговик – почтовик», «Когда зажигаются елки».
2. Речевое развитие.
- Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимняя дорога», А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»; Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», А. Блока «Снег да снег», А. Шибаев «Дед Мороз», В. Левин «Зимняя загадка», А. Кондратьев «Огоньки», О. А. Александрова «С Новым годом», А. Усачев «Откуда приходит Новый год?», П. Синявский «У Дедушки Мороза горячая пора», Л. Некрасова «Горит огнями елочка», Р. Кудашова «Зимняя песенка», русская народная сказка: «Снегурочка» (в обр. И. Карнаухова, П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Гримм «Госпожа Метелица».
- Артикуляционная гимнастика: «Снеговики», «Сосулька», «Санки – ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер».
- Фонопедические упражнения: «Вьюга», «Метель».
- Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Подбери признак к предмету», «Составь предложение», «Да или нет», «Потому что Новый год!».
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Этические беседы: «Как приготовиться к приходу гостей?», «Как вести себя в гостях?».
- Беседы: «Какой подарок я хочу на Новый год?», «Как украсить дом к Новому году?»
- Сюжетно - ролевая игра: «Встречаем Новый год».
- Украшение группы к Новому году.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование: «Наша нарядная елочка», «Новогодние шары», «Письмо Деду Морозу».
- Аппликация: «Елочка», «Варежка Деда Мороза».
- Конструирование из бумаги: «Снеговик - озорник».
- Музыкальная деятельность: прослушивание и разучивание песен на новогоднюю тематику; разучивание танцев к утреннику.
5. Физическое развитие.
- Подвижные игры: «Снежная королева», «Мороз – красный нос», «Два Мороза», «Капельки и льдинки», «Зимушка - зима», «Заморожу», «Рукавичка» (игра малой подвижности, «Снег, лед, кутерьма» (игра малой подвижности, «Снежная – баба», «Снежиночки – пушиночки» (игра малой подвижности).
- Пальчиковая гимнастика: «Новый гол», «Зимняя прогулка», «Снежный ком», «Елочка».
- Физкультминутка: «Новый год», «Праздник», «Зайка», «Снеговик», «Снежная баба», «Снежинки – балеринки».
Мероприятия с родителями:
- Оформление папки - передвижки для родителей на тему: «Новый год для детей». - Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников», «История возникновения празднования Нового года».
- Изготовление новогоднего оформления.
- Изготовление новогодних карнавальных костюмов.
- Выставка творческих работ детей.
3этап Заключительный.
1. Выставка рисунков и поделок
2. Новогодний утренник для воспитанников старшей группы
3. Демонстрация выставочных работ, продуктов деятельности по теме проекта.
4. Украшение группы к новому году.
5. Подведение итогов проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
1Расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях.
2. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива.
3. Вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев
4. Оптимизация детско-родительских отношений.
5. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы.
Вывод: В ходе проекта дети получили знания о том, что такое Новый год о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают; какие деды Морозы бывают в других странах; как и когда праздновали Новый год на Руси. Поставленные цель и задачи проекта были полностью достигнуты.